Поликультурное воспитание - это довольно молодой раздел научного знания, который привлекает к себе внимание не только педагогов, но и широких слоев общественности. Это адекватная реакция учителей на сложную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в мире. Межгрупповые, межличностные, межэтнические конфликты, постоянные религиозные и политические противоречия подтверждают актуальность проблемы.
Актуальность
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста – это возможность формирования в подрастающем поколении толерантного отношения к представителям других национальностей.
Развитие данного направления в современной педагогике и образовательной практике объясняется сущностью процессов гуманизации и демократизации социальной жизни, желанием создать такое общество, в котором приветствуется уважительное отношение к каждому человеку, защищаются права и достоинства отдельного гражданина.
Теоретические аспекты
Поликультурное воспитание - это педагогический демократический ответ полиэтнических и многокультурных обществ на ситуацию, сложившуюся в современном мире. Его можно считать одной из приоритетных педагогических проблема, которые стоят перед мировой цивилизацией.
Поликультурное воспитание и образование можно рассматривать как обязательный инструмент выхода из кризисной ситуации, способ гармонизации отношений представителей различных культур и цивилизаций.
В рамках политической и экономической интеграции существенное значение уделяется национальной специфике, включая и процесс формирования подрастающего поколения.
Значимость
Поликультурное воспитание детей позволяет поддерживать многообразие малых и больших наций в условиях происходящей глобализации современного мира. Оно становится средством сохранения и последующего развития этнических культур, вовлечением их в практику обучения и воспитания. Подобный подход позволяет решать актуальные проблемы, которые существуют в настоящее время в педагогике.
Международные тенденции
Поликультурное воспитание школьников актуально в рамках расширения сотрудничества между разными странами. Оно обусловлено ростом борьбы расовых и этнических меньшинств за свои права в обществах, характеризующихся полиэтническим составом.
Страны, в которых в некоторой степени предусматривается воспитание в поликультурной школе, можно разделить на несколько групп:
- имеющие глубокие и давние национальные культурные отличия (Испания, Россия);
- ставшие поликультурными из-за своего колониального прошлого (Голландия, Франция, Великобритания);
- те, в которых причиной поликультурности стала добровольная массовая иммиграция (Австралия, Канада, США).
Направления развития
Основные средства поликультурного воспитания, применяемые в настоящее время в педагогике:
- поддержка этнических меньшинств;
- многокультурное воспитание, которое сопровождается принятием мер против этноцентризма;
- билингвальное обучение.
Данные направления находят свое отражение в специальных образовательных программах.
Принципы воспитания
Оно концентрируется на нескольких педагогических принципах:
- воспитание высоких нравственных качеств и человеческого достоинства;
- формирование толерантности, стремления к взаимному сотрудничеству;
- развитие представлений о многогранности культур.
Поликультурное воспитание - это продуманный процесс, направленный на создание оптимальных условий для самореализации личности, положительное восприятие других культур.
Цели воспитания
Какие цели ставит перед собой поликультурное воспитание? Мероприятия, реализуемые в рамках воспитательных программ, можно разделить на три группы целей: равенство, плюрализм, объединение.
Цели:
- уважение и сохранение многообразия культур;
- соблюдение равных прав на воспитание и образование;
- развитие духовных ценностей в рамках политических, общенациональных, экономических факторов.
Поликультурное воспитание - это способ формирования творческой личности независимо от ее вероисповедания и национальности.
Ориентиры
Выстраивается поликультурное воспитание на основе следующих ориентиров:
- социокультурная идентификация отдельной личности;
- формирование положительного отношения подрастающего поколения к многокультурной среде;
- совершенствование навыков социального общения.
Присутствие поликультурного компонента в различных учебных дисциплинах дает возможность решать двойственную задачу: поощрять интерес школьников к приобретению новых знаний, предлагать им разные точки зрения на окружающий мир.
Характеристика поликультурного воспитания
Оно предполагает учет воспитательных и культурных интересов различных этнических и национальных меньшинств. Оно предусматривает:
- адаптацию ребенка к разным ценностям в мире, наполненном разнородными культурами, взаимодействие между людьми, которые имеют разные традиции;
- ориентацию на сотрудничество отдельных культур;
- отход от образовательной монополии в отношении представителей других национальностей.
На основе этих ориентиров формируются темы. Поликультурное воспитание направлено на культивацию в ребенке духа взаимопонимания и солидарности во имя мирной жизни, сохранения культурных особенностей разных народов.
Современные тенденции
В настоящее время в мировом сообществе наблюдается тенденция самовоспитания человека на протяжении всей его жизни. Она предполагает:
- преемственность между детскими садами, школами, высшими учебными заведениями при решении воспитательных задач;
- процесс постоянного самовоспитания ребенка в течение жизни;
- реализацию желания человека постоянно обогащать опыт социальных взаимоотношений, поиска контактов с природой, техникой, другими людьми.
Оно ориентировано на формирование у каждого ребенка планетарного мышления, осознанием им своей принадлежности к человеческому сообществу не только в настоящем и будущем, но и в прошлом.
Система воспитания представляет собой сумму взаимосвязанных принципов и целей воспитательного процесса, приемов и методов их постепенного внедрения в рамках конкретной социальной структуры (государства, учебного заведения, школы, семьи) и выполнения социального заказа общества.
Спартанское воспитание
Среди педагогического наследия, связанного с формированием толерантности, интерес представляют методики, используемые в Средневековье, эпоху Античности, период Возрождения. Среди самых известных систем воспитания можно отметить спартанскую методику.
Ее задачей было воспитание выносливого воина – представителя общины. До семилетнего возраста малыша воспитывался в семье кормилицами – няньками. Далее государство брало на себя ответственность за формирование нравственных и духовных качеств. Процесс состоял из трех этапов.
Сначала в возрасте от 7 до 15 лет дети получали необходимые навыки чтения и письма, осуществлялось их физическое закаливание. Мальчики спали на тонких подстилках из соломы, ходили босиком. По мере взросления их приучали к аскетическому образу жизни, а также к краткому изложению своих мыслей.
В четырнадцать лет мальчиков посвящали в эйрены – члены общины, которые имели определенные гражданские права.
Второй этап воспитания продолжался с 15 до 20 лет. К минимальной грамотности добавлялось обучение музыке и пению. Подростков содержали в голоде, они сами учились добывать пищу. В двадцать лет мальчиков посвящали в воины, они получали вооружение.
Третий этап продолжался с 20 до 30 лет, в это время молодой воин приобретал статус члена общины, имел все права и обязанности.
Пройдя через все три этапа воспитания, юноша в совершенстве владел мечом, копьем, дротиком, также всеми остальными видами оружия, распространенными в тот период.
Спартанская воспитательная методика оказалась гипертрофированной военной подготовкой при существующем невежестве молодого поколения. Постепенно она была сведена к физическим испытания и силовым упражнениям.
Афинская воспитательная система
Она стала образцом методики, направленной на гармоничное и всестороннее развитие личности. Основным принципом, применяемым в ней, была соревновательная форма в музыке, танцах, гимнастике, словесных разговорах. Реализация данной системы происходила поэтапно. До семилетнего возраста воспитанием детей занималась семья. В период 7-16 лет они занимались в гимнастической и мусической школе, получая музыкальное, литературное, военно-спортивное воспитание и образование.
Второй этап (16-18 лет) предполагал совершенствование юношами своего образования, развитие своих интеллектуальных способностей в гимназиях.
Результатом достижений юноши считалось его пребывание в эфебии (18-20 лет). Эти общественные учреждения создавались для совершенствования военных навыков. Эта система была наиболее приближена к поликультурному воспитанию. Она ориентировалась на овладение подрастающим поколением совокупностью добродетелей, которые чуть позже были названы программой «семи свободных искусств»: арифметики, риторики, геометрии, астрономии, диалектики, грамматики, музыки.
Для многих последующих поколений система эта стала базой при воспитании подрастающего поколения.
Заключение
У разных народов элементы религиозного образования нашли воплощение в конкретных формах. Поликультурное воспитание особенно актуально в наши дни, когда из-за религиозных конфликтов погибают мирные граждане.
Данная методика отдельное внимание уделяет нескольким педагогическим принципам:
- формированию толерантности, желания и готовности к диалогу и сотрудничеству;
- воспитанию нравственности и духовности подрастающего поколения.
Основной функцией поликультурного воспитания является удаление противоречий между доминирующими нациям и этническими меньшинствами. Подобный процесс предполагает взаимную адаптацию этнических групп, устранение «диктата большинства».
Использование данной методики способствует формированию у подрастающего поколения представлений о связи между разными культурами и религиями, осознанию значимости уважительного отношения к людям других национальностей для собственной самореализации. Именно поэтому поликультурное воспитание включено в школьные образовательные программы, разрешенные в рамках ФГОС второго поколения.