Что представляет из себя оперантное поведение по Скиннеру? О чем идет речь? Кто придумал такое сложное слово, а самое главное, для каких целей все это было? Ответы на такие вопросы и еще многое другое вы узнаете в данной статье.
Что такое оперантное поведение?
Таким поведением называют то активное действие, которое не подкреплено каким-либо очевидным стимулом, но которое направлено на достижение желаемой цели. Поведение, формируемое, создаваемое и корректируемое за счет последствий, за счет таких, как подкрепление (то есть усиление) и наказание (то есть ослабление).
Следует помнить, что оперантное и респондентное поведение нельзя путать! Второе из них - это реакция, вызываемая неким стимулом (например, расширяющийся при ярком свете зрачок глаз).
Кто это придумал?
Теория оперантного поведения является трудом, который входит в ряд работ, относящихся к бихевиоризму. Кто причастен к данному течению? Джон Уотсон является основателем бихевиоризма, а автором теории научения оперантного поведения является Беррес Фредерик Скиннер. Беррес Скиннер до публикации своих работ был ознакомлен с трудами Джона Уотсона, но об этом позже.
Как все начиналось?
Скиннер родился 20 марта 1904 года в маленьком городке Пенсильвания. Его отец был юристом. Будучи еще совсем ребенком, Скиннер увлекался изобретениями. Позже он создал аппаратуру для экспериментов над животными. В школьные годы Скиннер мечтал стать писателем и стремился к своей мечте, пробуя свои способности в этом виде творчества. К сожалению, в один из дней своей жизни Скиннер осознал то, что не может ничего написать о том, что он когда-то видел, чувствовал или, о чем переживал, хотя всю жизнь был свидетелем различных проявлений человеческого поведения. После такого вывода он понял, что ему придется раз и навсегда отказаться от писательства, хотя это его очень печалило.
В скором времени состоялось знакомство Скиннера с трудами Ивана Петровича Павлова и Джона Уотсона. После этого он понял, что будущее науки зависит от изучения человеческого поведения, а именно от изучения реакций обусловливания (оперантного поведения).
Деятельность Скиннера в изучении человеческого поведения
То, что Скиннер долгое время до этого интересовался изобретательством, помогло ему в создании "проблемной клетки". В одном из углов такого сооружения находился бар с пищей и питьем. Со временем крыса случайно натыкалась лапками на бар, нажимая на него. После этих незамысловатых действий в некоторых случаях еда в форме шарика поступала в клетку к животному, а иногда нет. С помощью этого опыта можно было получить более точные данные о поведении грызунов, чего нельзя было сделать до работы Скиннера. В этой ситуации именно крыса "решала", какое время должно проходить между нажатиями на кнопку бара. Это было первое открытие специфического вида поведения животных, которое могло меняться в ответ на подкрепление, в котором не было вмешательства экспериментатора.
Это был первый пример оперантного поведения.
Основываясь на своем опыте, Скиннер начинает переносить поведение крысы, находящейся в клетке с кнопкой бара, на человеческую реальность. На поведение грызуна нашлась аналогия поступков человека, как игрока за специальными автоматами в одном из казино. Как в случае с крысой, так и с игроком, ни один из них не знает точно, когда "выпадет" следующий удачный случай (корм для крысы, деньги - человеку), но каждый раз в них не пропадает надежда и они продолжают снова и снова "нажимать на кнопку".
Концепция оперантного научения
Концепция оперантного научения Скиннера является важным вкладом в научные труды. По мнению многих ученых, только за это достижение его имя уже должно быть вписано в список великих психологов всего мира.
Случайное движение, которое совершает животное, является именно оперантным. При регулярном подкреплении каких-либо случайных движений животного ( в нашем случае крысы) экспериментатор в силах полностью контролировать поведение грызуна. В этом и есть суть оперантного поведения по Скиннеру.
"Создание" поведения голубя Берессом Ф. Скиннером
С помощью концепции оперантного научения Скиннер сумел "создать" поведение голубя, которого он заставил клевать пластиковый диск, прикрепленный к стенке клетки. Этот эксперимент заключался в том, что когда голубь поворачивался в том же направлении, что и диск, ему давали еду. Когда это действие было отработано, то задача для птицы становилась все сложнее и сложнее. Далее подкрепление продолжалось только в том случае, если голова птицы двигалась в определенном направлении или если клюв имел непосредственный контакт с диском.
Скиннер уравнял такие тренировки птиц с обучением детей речи, пению, танцам и всему прочему человеческому поведению, которое полностью состоит из простых и последовательных действий.
Как обычно это бывает, Скиннера начинали осуждать, но вместе с тем у него начинали появляться и сторонники его мнения. Его техника обуславливания начала использоваться в экспериментальной психологии.
Визит Скиннера в школу своей дочери
Это произошло в 1956 году, когда ученый пришел в школу своей дочери Дэрби. В тот день Скиннер понял, что изучаемые школьниками предметы можно сделать на порядок легче. Для этого урок необходимо расчленить на маленькие "промежутки", которые будут отведены отдельной теме или разделу в изучении чего-либо, как это было в ситуации с "многострадальным" голубем. Обучающимся предлагаются определенные вопросы, на которые они самостоятельно стараются ответить, а преподаватели будут сразу отмечать, какие из их ответов являются правильными. Позитивное подкрепление работает лучше негативного и приносит больше плодов, а те самые ответы, которые были даны правильно, и будут являться подкреплением.
Но тут проблема... Преподаватель в коллективе обучающихся всего один, а вот самих учеников двадцать человек, а иногда и больше. Из этого следует, что учитель не в силах давать подкрепление одновременно каждому из них. Как решить эту проблему? Следует создать учебники, которые будут написаны таким образом, что вопросы и ответы на них будут следовать прямо друг за другом. Скиннером были предложены и специальные машины для самостоятельного обучения.
Через некоторое время принципы такого обучения все-таки были внедрены в колледжах США, а также и за пределами страны.