Критический реализм

Критический реализм в литературе и его основные творческие принципы формировались в обществе, классовая структура которого находилась в классическо-буржуазной форме. В тех условиях действительно существовала только эта одна социальная форма. Представления же людей о некоем "бесклассовом" обществе являлись сугубо теоретическими. И в этих условиях принадлежность, факт прикрепления человека к определенной социальной среде являл собой непреложную закономерность, став духовным и художественным способом восприятия и освоения жизни.

Вместе с тем, социально-классовая определенность пришла в критический реализм не в форме обычного воспроизведения того или другого социального типа. Не было ее появление и самостоятельным процессом. Критический реализм отражал творческий синтез этого детерминизма с заинтересованным, общественно активным отношением к жизни.

Этот синтез явно просматривается в исторической связи индивида с его социально-классовой структурой. Критический реализм характеризует эту взаимосвязь как враждебную личности, сковывающую возможности и стремления человека. Господствующая среда существовала, подавляя, уродуя, разрушая человеческие родовые качества. Критический реализм – это отражение страданий и крайней нищеты трудового населения.

Созданные картины правдиво характеризуют социальную особенность той действительности, являвшей собой замкнутость и враждебность по отношению к целостной и свободной жизни человека. Этот принцип являлся основой критического реализма. Жизненное восприятие, осваивающее классовую систему, проявлявшую враждебность не только к движениям своего, но и последующих времен, правдиво воспроизводилось в искусстве.

Критический реализм устанавливает не объективную, а субъективную связь между узкосоциальными типами и общественным развитием. Проявляется эта связь в форме изучения социальных обстоятельств, а также в виде внутреннего стремления человека к обычному, свободному, не подверженному влиянию социума общению с другими людьми.

Чаще всего в литературе того времени это стремление выражалось в форме любви – чувстве, не признающем никаких общественных классификаций и разграничений. Оно могло зародиться между людьми, имеющими разные взгляды и занимающими разное положение. Вместе с тем, стремление могло выражаться в утверждении себя в сфере деятельности, полезной для общества. Более того, индивид в некоторых случаях пытался укрепить принцип бескорыстных, внесоциальных, свободных человеческих отношений как нормальное общение людей друг с другом.

Вместе с этим, литература критического реализма все попытки человека жить "по-человечески", с чистыми чувствами и бескорыстными стремлениями приводит к конфликту с существующей вокруг него системой. Везде делается упор на исключительно положительные человеческие качества: честность крестьянина, порядочность буржуа, добродетель интеллигента, благородство дворянина.

Формирование искусства критического реализма происходило в тесной связи с общедемократическими движениями народов Европы. Здесь следует отметить и противостояние французов против монархии Бурбонов, а впоследствии против стремления крупных буржуа к различным формам политического и экономического господства. В это же время происходила борьба английского народа за демократию в государстве, против того же буржуазного господства. Следует сказать и о более чем столетнем сопротивлении германской нации и ее борьбе за буржуазно-демократические реформы. В России было сформировано антифеодальное движение в начале 19 века, включавшее революционное дворянство, а впоследствии и другие социальные слои – рабочих, крестьян, разночинцев, буржуазию.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.