Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 года "О концепции судебной реформы в РСФСР"

Концепция судебной реформы 1991 года направлена на создание эффективной, надежной, демократичной судебной системы в России. Авторы Концепции предложили глобальные изменения в системе судоустройства России и варианты улучшения уголовно-процессуальной политики государства. Поскольку на момент реформы состояние правопорядка было неудовлетворительным, возникла необходимость внести системные преобразования в механизм уголовно-процессуального регулирования. Однако основной задачей реформы являлось установление независимой судебной власти, главной функцией которой является отправление правосудия.

Необходимость реформы

Составители Концепции судебной реформы пришли к выводу о том, что к 1991 году правоохранительная деятельность судов, прокуратуры и следственных органов утратила свою эффективность. В Концепции приводится статистика преступлений, совершенных в СССР в 1990 году. Число зарегистрированных преступлений возросло по сравнению с прошлыми годами. Кроме того, увеличилось число нераскрытых преступлений.

Судебная реформа

Помимо несостоятельности правоохранительных органов, в Концепции затрагивается проблема соблюдения конституционных прав граждан в судопроизводстве. Авторы указывают, что деятельность советских судов и следственных органов имеет обвинительный уклон. Это подтверждается низким процентом оправдательных приговоров, выносимых советскими судами.

Предпосылки реформы

В 1980-х гг. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства о судоустройстве. Были предприняты попытки реформировать существовавшую в СССР судебную систему, однако они не привели к желаемому результату. Основы законодательства помогли формированию задач будущей судебной реформы.

15.12.1990 года было принято решение о создании Конституционного Суда РСФСР. В 1991 году появились арбитражные суды. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. была утверждена Концепция реформы, взятая за основу для последующего развития российской судебной системы.

Задачи реформы

Целью реформы было создание федеральной судебной системы в новой независимой республике - РСФСР. Суд должен был стать самостоятельной и независимой ветвью власти. Кроме того, РСФСР вела политическую борьбу с союзными властными структурами.

Верховный Суд РФ

По замыслу Концепции 1991 г. главными задачами судебной реформы в Российской Федерации являются:

  • утверждение суверенитета РСФСР в осуществлении правосудия на своей территории в соответствии с собственными законами;
  • создание условий для реализации прав и свобод участников судопроизводства;
  • выделение суда как самостоятельной ветви власти;
  • установление верховенства суда в системе правоохранения;
  • демократизация уголовного и гражданского судопроизводства;
  • обеспечение доступности информации о правоохранительной деятельности и судебной статистике.

Судебная система России

Главная задача судебной реформы в Российской Федерации была достигнута. Появился Федеральный конституционный закон о судебной системе. Новая независимая судебная власть была установлена Конституцией РФ. В данных нормативных актах говорится о том, что правосудие в России осуществляется только судами. Предусмотрены 4 процессуальные формы для отправления правосудия: конституционное, административное, гражданское и уголовное судопроизводство. Судебная власть учреждается только в соответствии с Конституцией и ФКЗ.

Конституция РФ

Система состоит из федеральных, конституционных (уставных) и мировых судов. Судьи и присяжные заседатели независимы в своих решениях и руководствуются только Конституцией РФ. У всех судей в России единый статус, но разная компетенция. Вступившие в силу решения судов РФ подлежат соблюдению на всей ее территории.

Не все предложения Концепции судебной реформы 1991 года вошли в этот важнейший закон. Например, была проигнорирована идея создания новых судебных округов, отличающихся от административно-территориальных единиц РФ. По замыслу реформаторов, этот подход обеспечит независимость суда от региональных властей. Деление власти на судебную, законодательную и исполнительную должно существовать не только на уровне федерации, но и ее субъектов.

Организация деятельности судов

26.06.1992 года приняли Закон о статусе судей. Он направлен на утверждение независимости судебной власти. Нормативный акт предусматривает гарантии для судей, обеспечивающие их независимость. Появилась Высшая квалификационная коллегия судей. Ее функциями являются формирование судейского корпуса, возложение дисциплинарной ответственности, охрана независимости.

Судебный контроль

Был создан Департамент при Верховном Суде РФ. Этот орган отвечает за материально-техническое оснащение судов общей юрисдикции. Он следит за механизмом финансирования судебной системы.

Преобразования в УПК РСФСР

До 2002 года на территории РФ продолжал действовать УПК РСФСР 1960 г. Во исполнение предложений Концепции судебной реформы 1991 года в УПК вносились различные изменения. В 1992 г. вышел закон, позволивший допускать защитника к подозреваемому с начала задержания. Кроме того, законом было предусмотрено право лица, находящегося под стражей, обжаловать меру пресечения в суде. 16.07.1993 года появился Закон о суде присяжных. Затем УПК пополнился новыми основаниями прекращения уголовного дела: в результате деятельного раскаяния и примирения с потерпевшим.

Большое влияние на изменение УК РСФСР оказали решения Конституционного суда. Теперь у участников процесса появилось право обжаловать в суде решения об отказе в возбуждении дела, продлении сроков расследования, обыске, наложении ареста на имущество и др. В Постановлении от 20.04.1999 г. Суд запретил судам по своей инициативе возвращать дела на дополнительное расследование в связи с его неполнотой или для предъявления более тяжкого обвинения.

Изменения в законодательстве

Одним из важнейших направлений судебной реформы являлось смягчение уголовно-процессуального закона. Задача - обеспечить соблюдение прав граждан, участвующих в производстве. Создатели Концепции предложили следующие совершенствования законодательства:

  • разделение форм уголовного производства;
  • судебный контроль над решениями, принимаемыми на этапах предварительного расследования;
  • внедрение принципа состязательности на всех стадиях производства;
  • ужесточение требований допустимости доказательств;
  • расширение возможностей сторон для собирания доказательств.
Уголовный процесс

Все эти идеи проявились в УПК РФ, вступившем в силу 01.07.2002 года. Новый закон был разработан с желанием внедрить в России состязательный уголовный процесс. В современном УПК отсутствует принцип объективной истины, свойственный советскому уголовному процессу. УПК РФ отделяет суд от сторон обвинения и защиты, признавая его самостоятельным участником судопроизводства. Принцип состязательности провозглашается в том числе и на досудебной стадии уголовного производства.

Оперативный судебный контроль

По мнению авторов Концепции 1991 года, суд должен встать во главе правоохранительной системы. Судебный контроль над действиями должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, должен гарантировать выполнение прав и свобод человека. Именно суд призван обезопасить граждан от произвола со стороны следственных органов, связанного с применением мер принуждения.

В УК РСФСР был предусмотрен прокурорский надзор над законностью действий и актов следственных органов. Авторы Концепции критикуют данный подход, поскольку прокурор и следственные органы связаны общей задачей - осуществлением уголовного преследования. Следовательно, прокурорский надзор не может в должной мере обеспечить соблюдение конституционных прав граждан в уголовном процессе.

Конституционный Суд РФ

В УПК РФ появились следующие формы контроля со стороны суда:

  • за законностью избрания мер принуждения (домашний арест, заключение под стражу и др.);
  • санкционирование определенных следственных действий (обыск, осмотр жилища, запись телефонных переговоров и др.);
  • за законностью и обоснованностью решений, затрагивающих конституционные права​ человека (рассмотрение жалоб на действия следственных органов).

Последствия реформы

Уголовно-процессуальная политика Российской Федерации до сих пор складывается под влиянием судебной реформы 1991 года. Некоторые идеи, предложенные авторами Концепции, были воплощены, а некоторые не прижились.

  • В 1993 году был восстановлен суд присяжных как форма судопроизводства по уголовным делам.
  • Появилась стадия апелляционного производства.
  • Развился судебный контроль на стадии предварительного расследования. Согласно статье 29 УПК РФ, суд санкционирует решения об избрании мер пресечения, продления времени содержания под стражей, а также производство определенных следственных действий.

Не была воспринята законодателем идея о разделении функций надзора над предварительным расследованием и выступлением в роли государственного обвинителя в суде. Как показывает практика, эффективность расследования на всех его этапах связана с преемственностью его осуществления.

Развитие уголовного процесса

Контроль судами общей юрисдикции, осуществляемый над следственными органами, оказался не настолько эффективным, как он задумывался создателями Концепции. Суд с большой степенью вероятности удовлетворит ходатайство следователя о заключении под стражу. Однако оказался эффективным конституционный контроль, благодаря которому исправляются несоответствия норм УПК Основному закону РФ.

Российский уголовный процесс

Хотя создатели Концепции судебной реформы 1991 года задумывали переход от следственного уголовного процесса к состязательному, осуществить это в полной мере не удалось. На сегодняшний день уголовный процесс в России носит смешанный характер. Сохранилось свойственное континентальному уголовному процессу выделение полноценной стадии досудебного производства. Кроме того, в России существуют следующие институты, не характерные для состязательного процесса:

  • привлечение в качестве обвиняемого;
  • прокурорский надзор над следователем и дознавателем;
  • обжалование приговора и апелляционная стадия;
  • рассмотрение уголовных дел профессиональным судом.

Многие положения советского УПК были позаимствованы современным уголовно-процессуальным законом. Мало изменений претерпели следующие институты: стадия возбуждения дела, разграничение предварительного следствия и дознания, доказательства в уголовном процессе. Первые 10 лет действия УПК РФ сохранялись советские кассация и надзор, стадия апелляционного производства появилась не сразу.

Развитие современного уголовного процесса

С другой стороны, российский уголовный процесс приобрел некоторые черты состязательности. Из процессуального закона исчез принцип материальной истины по делу. Предприняты попытки распространить состязательность на досудебную стадию производства. Так, следователь, дознаватель и прокурор признаются стороной обвинения. Также была снижена процессуальная активность суда и ограничены его полномочия в собирании доказательств по делу. Появилась возможность рассмотрения дел в сокращенном порядке в случае согласия лица с предъявленным ему обвинением.

О Концепции судебной реформы в РСФСР можно сказать, что она задала направление для развития уголовного процесса. Главной идеей является создание справедливого, скорого и доступного суда, соответствующего международному стандарту. Реформирование - это медленный процесс, поэтому совершенствование отечественной судебной системы продолжается по сей день.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.