Плюрализм – термин, который ввел в обиход Христиан Вольф в эпоху немецкого просвещения в XVIII веке.
Однако в России он стал популярен в «перестроечные» времена в середине 80 годов. Идея политического и идеологического плюрализма на фоне 70-летнего правления КПСС была поистине революционна. В частности, для России того периода. В странах Западной Европы именно на ней основывался политический строй. Каковы же были предпосылки возникновения плюралистического мышления?
Плюрализм и его становление в России
В чем проявляется идеологический и политический партийный плюрализм? В обществе, где отсутствует тоталитарный режим, контроль и система наказаний за инакомыслие, он неизбежен, как смена времен года.
В России политический и идеологический плюрализм родился стремительно, за 4-5 лет, что в масштабах истории – космическая скорость. В 1985 году организовывались первые ячейки, сообщества и организации. В 1989-м они уже были зарегистрированы и получили официальный статус. С тех пор прошло 30 лет. Опять же, это не срок для истории. Поэтому плюрализм в России – явление молодое, гибкое и развивающееся.
Идеологический и политический плюрализм предполагает равенство
Он является и предпосылкой, и необходимым условием демократии. Наличие многопартийной системы, где все ее участники имеют право на свободу мысли, слова, пропаганду (в хорошем смысле) своих идей и ценностей – это портрет современного демократического общества. Многопартийность – это естественное состояние, к которому будет стремиться и приходить любое государство, в котором нет насильственных ограничений, наказаний за инакомыслие и централизации власти.
Другими словами, чтобы человек мог сделать выбор, нужно ему этот выбор предоставить. Парламент не должен состоять из одной партии, наличие оппозиции необходимо. Ничто не мешает политическим партиям объединяться в коалиции при наличии точек соприкосновения, при этом расходиться во мнениях по другим вопросам.
Процедура регистрации новых политических движений должна быть простой, понятной, а набор критериев унифицированным.
Политический плюрализм не существует сам по себе, только вкупе с рыночной экономикой и конкуренцией. Церковь в плюралистическом государстве обычно от него отделена.
Идеологический плюрализм. Признак здорового общества
Идеологическое многообразие и политический плюрализм – две стороны одной медали.
В Конституции РФ сказано, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Прямое следствие этого – толерантность. Никакой индивид или группа людей не должны подвергаться гонениям и преследованиям по политическим, идеологическим, религиозным или иным убеждениям, если таковые не противоречат закону. Вообще, стоит подчеркнуть, что плюрализм – это не анархия. Однако часто именно так он ложно интерпретируется. Перефразируя, можно сказать: разрешено то, что не запрещено. Пропаганда, например, нацизма в Европе запрещена законом. Поэтому такая идеология не имеет права на существование. Многообразие взглядов и мировоззрений дает толчок цивилизации. Конечно, идеологический и политический плюрализм в чистом виде – это утопия. Конфликты неизбежны, когда сталкиваются разные религии, обычаи и убеждения. Признак здорового общества – уметь эти конфликты решать мирным путем, признавать сам факт существования полярных идеологий.
Темная сторона плюрализма
В современном мире, где границы – вещь условная, существование разных культур, наций, религий и политических движений на одной арене неизбежно. Еще раз подчеркнем: многообразие и толерантность – признак прогресса, высокого развития и морального здоровья нации. Вернувшись к началу статьи, вспомним, что и термин «плюрализм» (правда, больше в философском смысле) возник в эпоху Просвещения, когда западноевропейское общество переживало свой расцвет. Но любое философское понятие догматично. Не бывает черного и белого, как не бывает и идеальной общественной идеи. Есть ли подводные камни у плюрализма? Безусловно. Ошибка коммунизма (вещь совершенно противоположная рассматриваемому явлению) заключалась в том, что общественное ставилось выше личного. Государство рассматривалась как самодостаточный организм, игнорируя, собственно, людей, которые и были его основой. Плюрализм восходит наоборот: от частного к общему, ставя во главу угла человека и уважение к его воспитанию, мыслям, убеждениям. Но, как ни странно, именно здесь и кроется проблема. Налет цивилизации на человечестве тонок. Как только случаются катаклизмы, экономические спады и прочие кризисы, вступает в силу первобытный закон «каждый сам за себя», и о толерантности говорить уже не приходится. Те же самые люди, которые учились уважать и принимать друг друга, становятся идеологическими врагами. Борьба за власть и утверждение своей идеи как единственно правильной разожгла больше войн, чем банальная жажда наживы.
А судьи кто?
Идеология в плюралистическом обществе имеет право на существование тогда, когда она прошла проверку временем и историей.
Собственно, нацизм тоже когда-то был идеологией, как и рабовладельческий строй, и феодализм, и многое другое. Однако современная цивилизация не признает их право на существование.
Многие процессы, которые происходят «здесь и сейчас», такую проверку еще не прошли. Но сама идея плюрализма открывает слишком много окон для возникновения спорных явлений.
Путь от возникновения мнения до его узаконивания короток. Появляется человек (группа) с революционно новой идеей. Если формально она не противоречит закону, плюралистическое общество не имеет права эту идею отторгать. Проще говоря, странное поведение, или отклонение – не повод для гонений. На следующем этапе находятся последователи этой идеи, образуется организованная группа. В то же время общество начинает привыкать к такому «отклонению». Движение набирает силу, действует пропаганда, и вуаля! Это уже законопроект.
Кто скажет, что хорошо, а что плохо? Наверное, только наши потомки…
Уничтожение духовного в человеке и обществе утверждение толерантности, как контролируемого единомыслия, формирование зависимостей с помощью рекламных технологий стало причиной тотальной болезни в большинстве стран мира под названием дебилизм. Её проявления вы можете увидеть наглядно в видеофильме «Недетская сказка. Лунный капитализм», созданного по мотивам детской книги Николая Носнова «Незнайка на Луне», изданной в 1965 году.
Исчезновен