Едва музыкант начинает разучивать новое музыкальное произведение, первым делом он определяет тональность. И неважно, на каком инструменте музыкант играет, занимается вокалом или просто учит номер по сольфеджио. Без четкого понимания тональности учить новое произведения очень сложно. А уж если речь заходит о гармонии... Умение строить аккорды целиком основывается на понимании тональности.
Тональность
Что же такое тональность? Определения этого слова бывают различными, это зависит и от этапа обучения, и от автора учебника. Возможны следующие определения слова "тональность":
- Тональность - имя лада.
- Тональность - высота лада.
- Тональность - высотное положение лада ("Элементарная теория музыки", Способин).
- Тональность (классическая) - это централизованная, функционально-дифференцированная, в основе диатоническая двуладовая мажоро-минорная система аккордового типа, в которой аккорд является главным объектом развития, а общие закономерности определяются принципом тяготение-разрешение ("Гармония в западноевропейской музыке IX - начало XX века", Л. Дьячкова).
Тональности бывают мажорные и минорные, это зависит от лада, который лежит в основе. Также тональности бывают параллельными, одноименными, а также энгармонически равными. Попробуем разобраться, что все это означает.
Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности
Главные критерии, по которым определяется тональность, - лад (мажор или минор), ключевые знаки альтерации (диезы или бемоли, их количество) и тоника (самый устойчивый звук тональности, I ступень).
Если говорить о параллельных и одноименных тональностях, то здесь всегда лад различается. То есть если тональности параллельные - это мажор и минор, если одноименные - аналогично.
Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки и разные тоники. Например, это До мажор (C-dur) и ля минор (a-moll).
Можно увидеть, что в натуральном мажоре и миноре в данных тональностях используются одни и те же ноты, но I ступень и лад различны. Найти параллельные тональности легко, они расположены на расстоянии малой терции. Чтобы найти параллельный минор, необходимо построить от первой ступени малую терцию вниз, а чтобы найти параллельный мажор, нужно построить малую терцию вверх.
Также можно запомнить, что тоника параллельного минора находится на VI ступени натурального мажора, а тоника параллельного мажора - на III ступени минора.
Ниже дана таблица параллельных тональностей.
До мажор - ля минор
Диезные тональности
Соль мажор
G-dur
Ре мажор
D-dur
Ля мажор
A-dur
Ми мажор
E-dur
Си мажор
H-dur
Фа-диез мажор
Fis-dur
До-диез мажор
Cis-dur
ми минор
e-moll
си минор
h-moll
фа-диез минор
fis-moll
до-диез минор
cis-moll
соль-диез минор
gis-moll
ре-диез минор
dis-moll
ля-диез минор
ais-moll
Бемольные тональности
Фа мажор
F-dur
Си-бемоль мажор
B-dur
Ми-бемоль мажор
Es-dur
Ля-бемоль мажор
As-dur
Ре-бемоль мажор
Des-dur
Соль-бемоль мажор
Ges-dur
До-бемоль мажор
Ces-dur
ре минор
d-moll
соль минор
g-moll
до минор
c-moll
фа минор
f-moll
си-бемоль минор
b-moll
ми-бемоль минор
es-moll
ля-бемоль минор
as-moll
Одноименными называются мажорная и минорная тональности, у которых разные ключевые знаки и одинаковые тоники. Например, это До-мажор (C-dur) и до-минор (c-moll).
Понять суть одноименных тональностей можно даже из названия, у них одно имя, одна тоника. Одноименные тональности (в натуральном виде) отличаются III, VI и VII ступенями.
Энгармонически равными тональностями называются тональности, звуки которых, все ступени и созвучия которых энгармонически равны т. е. звучат одинаково, имеют одинаковую высоту, а записываются по-разному.
Например, если сыграть до-диез и ре-бемоль, они прозвучат одинаково, эти звуки являются энгармонически равными.
Примеры энгармонически равных тональностей
Теоретически для любой тональности можно найти энгармоническую замену, правда, в большинстве случаев получатся неупотребимые тональности. Главная же цель энгармонически равных тональностей - упростить жизнь исполнителю.
Основных причин для замены тональности две:
- Тональности заменяются для уменьшения количества знаков. Например, в До-диез мажоре 7 диезов, а в Ре-бемоль мажоре 5 бемолей. Тональности с меньшим количеством знаков являются более простыми, удобными, поэтому чаще применяется Ре-бемоль мажор.
- Для различных видов инструментов лучше подходят те или иные тональности. Например, для группы струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель) лучше подходят диезные тональности, а для духовых инструментов более удобны бемольные тональности.
Существует 6 пар тональностей, которые заменяются энгармонически, 3 мажорных и 3 минорных.
Примеры мажорных тональностей
До-диез мажор - 7 диезов
Cis-dur
Фа-диез мажор - 6 диезов
Fis-dur
Си-мажор - 5 диезов
H-dur
Ре-бемоль мажор - 5 бемолей
Des-dur
Соль-бемоль мажор - 6 бемолей
Ges-dur
До-бемоль мажор - 7 бемолей
Ces-dur
Примеры минорных тональностей
ля-диез минор- 7 диезов
ais-moll
ре-диез минор - 6 диезов
dis-moll
Соль-диез минор - 5 диезов
gis-moll
си-бемоль минор - 5 бемолей
b-moll
ми-бемоль минор - 6 бемолей
es-moll
ля-бемоль минор - 7 бемолей
as-moll
Если говорить о неупотребимых энгармонических заменах, то можно привести в пример такую тональность, как До мажор (нет знаков) и Си-диез мажор (12 диезов). Будет энгармонически равен До мажору и Ре-дубль-бемоль мажор (12 бемолей).
Тональности играют важную роль в творчестве композиторов, за некоторыми закрепляются определенные образы, например, со времен И. С. Баха си минор считается "черной" тональностью, а в творчестве Н. А. Римского-Корсакова Ре-бемоль мажор считается тональностью любви. Удивительно, что создаются циклы произведений, написанных во всех тональностях: 2 тома хорошо темперированного клавира И. С. Баха, 24 прелюдии Ф. Шопена, 24 прелюдии А. Скрябина, 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. А один из залогов грамотного, успешного исполнения таких произведений - знание тональностей.