Китайский фарфор насчитывает в своей истории более трех тысячелетий. Возник он, по недостоверным данным, в VI-VII веке н. э. К этому времени относятся, например, находки керамических фигурок из захоронений. По другим данным, первые найденные черепки изготовлены из так называемого протофарфора и могут быть датированы II веком.
Традиционно китайский фарфор производился из трех составляющих. Многовековой рецепт предписывал включать в состав фарфора белую глину (или каолин), силикатный полевой шпат, а также кварцевый минерал. На одном из завершающих этапов китайские фарфоровые статуэтки обжигались в печи при температуре 1200-1300 градусов.
Начало
Итак, в 583 году китайский император Вэнь-ди (Ян Цзянь) из династии Суй отдал приказ и началось производство миниатюрных фарфоровых статуэток для внутреннего пользования. Существовало несколько фабрик, и сегодня уже трудно точно датировать изготовление той или иной фигурки.
В то же время образцы китайских фарфоровых изделий отличаются друг от друга в зависимости от провинции, в которой были произведены. В средние века стали возникать ремесленные центры, которые специализировались на производстве фарфора. Тогда же прославились и отдельные мастера-скульпторы. Таким мастером был, например, Хэ Чао-Цзун из провинции Фушань. Им была создана большая коллекция статуэток с использованием снежно-белой эмали или цвета слоновой кости.
Современность
Китайские фарфоровые изделия вызывали восхищение у жителей Европы на протяжении многих веков. Поскольку стоили они очень дорого (их даже называли "белым золотом"), да и доставка - не ближний свет, многие мастера (а среди них были не только гончары и стеклодувы, но даже и алхимики) пытались разузнать технологию производства китайского фарфора, но держалась она в строжайшей тайне. Лишь к XVII веку европейцы научились производить собственный фарфор и у них появились свои мастера, но это случилось гораздо позже.
Поэтому уже в XIX веке производство фарфора в Поднебесной стало приходить в упадок, хотя по-прежнему высоко ценились китайские статуэтки более раннего производства (до XVIII века). Большинство из старинных фигурок были настоящими шедеврами - недаром в стране даже стали открываться фабрики по массовому производству подделок этих артефактов.
Смыслы
Если европейские фарфоровые статуэтки - по большей части элемент декора, то китайские - очень часто не просто плод художественного воображения конкретного скульптора. Вместе с красотой и мастерством исполнения они символизируют традиционные ценности, выполняют роль талисманов, принятых в практике фэншуй, "притягивая" к своим хозяевам или к жилищу, в котором находятся, счастье, достаток, благополучие, здоровье и т. п.
Ниже мы рассмотрим некоторые из наиболее известных фигурок.
Три старца
Это три китайские статуэтки - так называемый антикварный комплект под общим названием Сань-син. Согласно древним астрологическим канонам, это олицетворение трех наиболее ярких звезд из созвездия Южного полушария Киль. Самое крупное из светил - красная звезда Канопус - это старец Шоу-син с белой бородой. В руках он держит, как правило, свиток и персик. Он призван принести его обладателю крепкое здоровье и долгую благополучную жизнь.
Легенда о возникновении этого образа гласит, что якобы один из императоров династии Сун, увидев однажды бездомного нищего старика, приютил того во дворце, и с тех пор властелин прожил еще долгие годы без бед и недугов. Интересно, что в честь старца Шоу-син в Китае даже построены храмы.
Старец Фу-син более разнообразен по исполнению. Он изготавливается в синем или красном кафтане, на руках порой держит младенца, а порой - только свиток. Символизирует карьерный рост, успехи в постижении наук и связанное с этим процветание. Кроме того, это божество служит талисманом для здорового и многочисленного потомства.
Третий старец Лу-син обычно изображен со свитком и скипетром. Иногда младенец на руках обнаруживается у этой фигурки. Считается, что Лу-син приносит хозяину все блага, связанные с обретением власти.
Все эти три китайские статуэтки традиционно приобретаются вместе, считается, что только единство будет привлекать названные блага в полную силу.
Хотей
Пользуются популярностью семь фигурок мудреца Хотея (Будая), которого иногда ошибочно называют Буддой. В руках фигурка может держать персик, зонт, золотой слиток, веер. Хотей может сидеть на драконе или быть в окружении детворы.
Прообразом этой фигурки считается некий китайский монах. Выбрав вместо уединения в монастыре скитания по свету, он зарабатывал на жизнь предсказаниями погоды. Мешок для подаяний хотей да посох - вот и все его имущество. Жизненная энергия и природная веселость нрава этого человек были сосредоточены в его большом животе (ведь именно там по представлениям китайцев находился источник жизненных сил ци).
Хотей - бог общения, веселья и благополучия. Традиционно считается, что для исполнения желания нужно потереть по животу фигурки триста раз, думая о своей мечте.
Другие статуэтки
Кроме вышеперечисленных, известны и другие образцы китайских статуэток. Среди них два неразлучных бога счастья Дайкоку и Эбису. Этот союз символизирует единство богатства с душевной чистотой.
Служит для сохранения покоя домашнего очага бог Дзаошень, способствует долгой жизни и омоложению бог Дзюродзин, а фигурка мудреца Фукурокудзю помогает в решении трудных задач.
Статуэтка китайского воина, носящего имя Бисямонтэн (в японской истории - Бисямон), изображаемая в полном воинском облачении, способствует обретению доблести и силы духа, а также осознанию справедливости собственных поступков. В синтоизме является одним из семи богов удачи.