Мемориальный комплекс "Подводная лодка "Народоволец": история, музейная экспозиция, как доехать

Полностью называется подводная лодка "Д-2 Народоволец". По серии она первая, буква Д означает проект, то есть "Декабрист". Начали ее строить в марте 1929 года, место строительства - Балтийский завод №189. Сначала лодку просто назвали "Народоволец", спустили на воду в мае 1929 года. Через 5 лет ей дали названия Д2, однако слово "Народоволец" осталось в документах.

История

Когда в СССР только начали строить 3 подводные лодки, Д-2 оказалась в их числе.

Первым старшим инженером-механиком "Народовольца" был Георгий Мартынович Трусов. В 1931 году лодку включили в Балтийский флот. в 1933 году прошла по Беломорско-Балтийскому каналу, затем ее ввели в состав Северного флота. В этом же году она прошла подо льдом, поход был успешным. В 1939 в июле вернулась на Балтику, после чего ее начали ремонтировать и подвергли модернизации.

На фотография лодка спускается на воду.

Спуск на воду

Главный конструктор данной серии - Малинин Борис Михайлович. Он еще до революции принимал участие в строительстве подводных лодок. Кроме "Народовольца", были заложены еще лодки "Красногвардеец" и "Декабрист". Основные характеристики:

  • Надводное водоизмещение составляет 933 тонн.
  • По длине лодка равна 76 м.
  • По ширине составляет 6,5 м.
  • Под водой лодка плывет со скоростью 8,7 узлов.
  • Над водой - со скоростью 11,3 узлов.
  • Лодка может находиться в автономном режиме 40 суток.
  • Может погружаться на предельную глубину 90 м.
  • В качестве боезапаса имеет 14 торпед.
  • Экипаж составляет 53 человека.

Внизу показана картина В. А. Печатина "Подводная лодка "Народоволец" отходит от стенки Балтийского завода", 1999 г.

Картина В.А. Печатина

ВОВ

В 1942 году лодка отправилась в первый поход. Но немцы выставили специальную противолодочную сеть, и "Народоволец" в ней запутался. Так как сеть была стальная, то подводникам пришлось выпутывать корабль из нее целых двое суток. Далее лодка подошла к Борнхольму. В октябре она отправила на дно вражеское судно под названием "Якобус Фрицен". Через несколько дней лодка совершила атаку на морской паром и причинила ему тяжелые повреждения.

После ВОВ

После того как война была закончена, подводная лодка "Народоволец" служила на Балтийском флоте. Ее разоружили только в 1956 году, а потом она стала учебно-тренировочной станцией. В 1989 году правительство решило, что нужно создать специальный комплекс, посвященный героям-подводникам ВОВ. Бюро морской техники взялось за разработку комплекса. В том же году судно установили как мемориал-музей, т. к. оно относилось к подводным лодкам времен ВОВ. В 1993 году там открыли музейные экспозиции при участии первых лиц российского государства.

Открытие музея

Командиры и походы

Самым первым командиром корабля был Владимир Семенович Воробьев, который командовал начиная с 1928 года.

Далее целых 2 года подводной лодкой "Народоволец" командовал Михаил Кузьмич Назаров. После него 4 года - Лев Михайлович Рейслер.

Всего командиров было 14, последним назначен Юрий Александрович Крылов.

Лодка совершила 4 похода. Первый был начат в сентябре 1942-го и закончился в ноябре этого же года.

Второй поход "Д-2 Народоволец" совершил через 2 года, в октябре 1944-го, в период со 2-го по 30-е.

Третий поход был совершен в середине декабря 1944-го по конец декабря 1945-го.

Последний боевой поход лодка сделала в апреле 1945-го, он закончился в мае 1945-го.

Экскурсия

Внутри лодки

В первом отсеке находятся торпеды, кладовая и т. д. Во втором - радиостанция. В третьем - камбуз, каюты. В четвертом - командный пункт, в пятом - аккумуляторы, шестой - дизельный. Седьмой расположен на корме, там находятся электромоторы.

В музее можно делать фото на любой гаджет, но это платно. В гардеробе можно оставлять одежду и личные вещи. Проход узкий, места мало, лучше вещи не брать или сдать в гардероб. Музей подойдет для всех людей, кому нравится техника, кто увлекается историей.

Недалеко от кассы есть пристройка, там находятся экспонаты. Интересный факт – подводную лодку "Народоволец" построили, а торпед для нее еще не было. Поэтому на торпедных аппаратах стояли переходники для применения старых торпед. Когда проектировались "Декабристы", то учли безопасность экипажа: создали специально комплекс, предназначенный для спасения членов экипажа. На лодке установлены первые отечественные дизельные установки.

Для наглядности в некоторых комнатах стоят манекены. Можно прийти самостоятельно, хотя рекомендуется взять экскурсию или присоединиться к группе, поскольку с экскурсоводом будет более интересно.

Интерьер лодки

При помощи экскурсовода можно познакомиться с подводной лодкой, посмотреть все - устройство, вооружение, узнать о деятельности экипажа. Если искать, что посмотреть в СПб недорого и недалеко, то можно прийти сюда. Посещение входит в некоторые экскурсии, стоит примерно 500 руб.

Лодка находится на Васильевском острове, недалеко расположен Морской вокзал. Музей работает с 11:00 до 6 часов вечера. Выходным днем является понедельник, а также музей не работает во вторник, и еще один выходной - самый последний четверг ежемесячно.

Юридический адрес музея таковой: город Санкт-Петербург, Шкиперский проток, 10, подводная лодка находится там совсем рядом.

Отзывы посетителей

Аппаратура в лодке

Посетители отзываются о достопримечательности очень хорошо. Если вы решаете, что посмотреть в СПб с ребенком, то на лодке детям очень понравится. Здесь можно потрогать разные кнопки, всякие рычаги. Очень интересно это место будет не только детям, но и взрослым. Взрослые могут посмотреть разные материалы, которые касаются не только лодки, но также и всего подводного флота. А дети увидят фотографии, картины и сам корабль, могут пойти в командный пункт и повертеть штурвал, посмотреть на торпеды, в перископ. В музее довольно тепло.

Следует отметить, что в последнюю среду месяца для посетителей проводят бесплатное посещение. Очень много разного материала дается теоретически и практически. Посетители говорят о том, что прекрасно проводили время (не менее полутора часов) в лодке, оценили, насколько было трудно находиться в ней, когда она отправлялась в поход.

Очень интересный музей, очень познавательный, рекомендуется для детишек, начиная с 3-4 лет. Понравится также взрослым мужчинам. Девочкам тоже будет интересно с точки зрения истории и практики.

В первом зале находится вооружение, в торпедном отсеке - жилое помещение, недалеко главная станция управления, где множество разных приборов.

В командном отсеке можно увидеть перископ, разные выключатели и индикаторы. Также можно подняться в боевую рубку. Рядом находится экспозиция, там можно увидеть документы и фотографии. Далее находится радиорубка, пост гидроакустика. В третьем зале находятся макеты лодок, разные фотографии, всевозможные картины и документы. Таким образом можно окунуться в жизнь подводников, узнать историю подводных лодок.

Если едете сами, без экскурсовода, то можно посмотреть фильм, который рассказывает об отсеках музея. В лодке есть туалет, поддерживается строгий порядок.

Как доехать самостоятельно

Чтобы доехать до лодки, можно сесть на метро и добраться до станции "Приморская". Там необходимо сесть на автобусы № 7, 151. Также можно поймать троллейбус №10. На нем едете до Шкиперского. Через несколько шагов вы увидите комплекс. Во дворах обычно оставляется машина.

Сюда ходят:

  • Автобусы № 10, 11, 128, 151.
  • Маршрутные такси № К-6К, К-359А, К-690.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.