Олимпиада 1980 года в Москве была омрачена двумя событиями: смертью Владимира Высоцкого и бойкотом Олимпиады 65 странами мира в связи с вводом "ограниченного контингента советских войск для помощи братскому народу Афганистана". Следует отметить, что в числе присоединившихся к бойкоту стран были и страны Востока, с которыми у СССР были традиционно дружественные отношения. На нашей стороне оставались только страны Восточной Европы и страны Африки - по понятным причинам.
Цена вопроса по официальным сведениям - 14 000 погибших наших солдат и офицеров. Но кто верит официальной статистике. В Афганистане дороги стали артериями, по которым текли реки крови, а также техника, продовольствие и другая помощь. Вывод наших войск состоялся только через 10 лет.
История афганского вопроса
До 1980 года вопросами истории и политической обстановки Афганистана вплотную интересовался разве что международный отдел ЦК КПСС. После ввода войск народу надо было как-то обосновывать необходимость принесения в жертву совсем молодых парней. Объяснили что-то вроде "так надо во имя идеи мировой революции", не слишком вдаваясь в подробности. И только спустя годы, с появлением Интернета, появилась все-таки возможность понять, за что отдавали свои жизни граждане нашей страны.
Афганистан всегда был закрытой страной. Чтобы понять его своеобразие и взаимосвязи между множеством населявших его племен и народностей, надо было долгие годы там жить, вникая во все тонкости истории и политического устройства. А уж управлять этой страной, особенно с политики силы, на основе западных ценностей можно было и не мечтать. Итак, что же происходило в политической системе Афганистана накануне "Апрельской революции"?
Великое противостояние систем
До 1953 года премьер-министром Афганистана был Шах-Махмуд. Его политика перестала устраивать Захир-шаха (эмира), и в 1953 году на должность премьера был назначен Дауд, одновременно являвшийся двоюродным братом Захир-шаха. Очень важный момент - влияние родственных связей. Дауд был не только жестким, но и хитрым и изворотливым политиком, сумевшим на все 100 % использовать противостояние СССР и США во время холодной войны.
Новый премьер, разумеется, учитывал в своих расчетах территориальную близость СССР. Он прекрасно понимал, что Советы не допустят усиления влияния США в его стране. Это же понимали и американцы, что и стало причиной отказа в помощи Афганистану оружием вплоть до ввода советских войск в 1979 году. Также, ввиду удаленности США, глупо было надеяться на их помощь в случае конфликта с СССР. Однако Афганистану необходима была военная помощь по причине сложных отношений с Пакистаном на тот момент. Что же касается США, то они поддерживали Пакистан. И Дауд, наконец, выбрал сторону.
Что касается политического строя во времена Захир-шаха, то с учетом множества племен и сложных взаимоотношений между ними ведущей политикой правительства был нейтралитет. Следует отметить, что еще со времен Шаха-Махмуда стало традицией отправлять на обучение в СССР младший и средний офицерский состав афганской армии. А так как обучение строилось также на марксистко-ленинской основе, то у офицерского состава формировалась, можно сказать, классовая солидарность, замешанная в том числе на племенной сплоченности.
Итак, повышение уровня образования офицеров афганской армии привело к усилению партии военных. И Захир-шаха это не могло не настораживать, т. к. такое положение приводило к росту влияния Дауда. А передавать всю власть Дауду, оставаясь при нем эмиром, не входило в планы Захир-шаха.
И в 1964 году Дауда отправили в отставку. Мало этого: чтобы впредь не подвергать власть эмира какой-либо опасности, был издан закон, по которому никто из родственников эмира впредь не мог занимать пост премьера. И в качестве упредительной меры - маленькая сноска: запрещено отрекаться от родственных связей. Премьером был назначен Юсуф, но, как оказалось, ненадолго.
Новые имена в политике
Итак, премьер-министр Дауд - в отставке, назначен новый премьер, а также обновлен кабинет министров. Но возникли непредвиденные осложнения: на улицы вышла студенческая молодежь вместе с учащимися с требованием допустить их на заседание парламента и дать оценку деятельности министров, замеченных в коррупции.
После вмешательства полиции и первых жертв Юсуф подал в отставку. Следует отметить, что Юсуф был против применения силы, но здесь вступили в противоречие два направления: традиционное патриархальное и новое либеральное, набиравшее силу вследствие, видимо, хорошо усвоенных знаний, преподаваемых на уроках марксистко-ленинской философии в СССР. Студенты почувствовали свою силу, а власть - свою растерянность перед новыми тенденциями.
Анализируя активную позицию студенчества, можно предположить, что в ее основе были западные принципы образования, а отсюда - и самоорганизованность молодых людей. И еще: в этих событиях активную роль играл будущий лидер афганских коммунистов - Бабрак Кармаль.
Вот что писал об этом периоде французский исследователь Оливье Руа:
... демократический эксперимент представлял собой форму без содержания. Западная демократия только тогда имеет значение, когда существуют определенные условия: идентификация гражданского общества с государством и эволюция политического сознания, которое нечто другое, чем политический театр.
"Друг труда" - происхождение
Рабоче-крестьянским происхождением Бабрак Кармаль похвастаться не мог. Он родился 6 января 1929 года в городе Камари в семье генерал-полковника Мухаммада Хуссейн-хана, пуштуна из гильзайского племени моллахейль, близкого к королевской семье и являвшегося генерал-губернатором провинции Пактия. В семье было четыре сына и дочь. Матерью Бабрака была таджичка. Мальчик рано лишился матери и воспитывался тетей (сестрой матери), которая была второй женой его отца.
Прозвище "Кармаль", что в переводе с пушту означает "друг труда", было выбрано в период с 1952 по 1956 год, когда Бабрак был заключенным королевской тюрьмы.
Биография Бабрака Кармаля началась вполне благополучно, в лучших традициях: обучение в престижном столичном лицее "Неджат", где преподавание велось на немецком языке, и где он впервые познакомился с новыми радикальными идеями переустройства афганского общества.
Окончание лицея состоялось в 1948 году, и к тому времени Бабрак Кармаль проявлял явные задатки лидера, которые пришлись весьма кстати: в стране нарастало молодежное движение. Юноша принимает в нем активное участие. Но именно из-за членства в Союзе студентов Кабульского университета в 1950 году ему было отказано в поступлении на юридический факультет. Однако на следующий год Кармаль все-таки стал студентом университета.
Студенческая жизнь и общественная деятельность
Он с головой окунулся в студенческое движение, а благодаря ораторским способностям стал его лидером. Также Бабрак печатался в газете "Ватан" (Родина). В 1952 году оппозиционная интеллектуальная элита выступила с требованиями переустройства афганского общества. Бабрак был в числе протестующих и провел в королевской тюрьме 4 года. После выхода из тюрьмы Бабрак (теперь и "Кармаль"), поработав переводчиком немецкого и английского языков, оказался на военной службе в связи с всеобщей воинской повинностью, где пребывал до 1959 года.
После успешного окончания в 1960 году кабульского университета Бабрак Кармаль работал с 1960 по 1964 год сначала в бюро переводов, а затем - в Министерстве планирования.
В 1964 году состоялось принятие конституции, и с этого времени началась активная общественная деятельность Кармаля совместно с Н. М. Тараки: была организована Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), на I съезде которой в 1965 году Бабрак Кармаль избран заместителем секретаря ЦК партии. Однако в 1967 году произошел раскол НДПА на две фракции. Кармаль встал во главе Народно-демократической партии Афганистана (партии трудящихся Афганистана), более известной как "Парчам", которая издавала газету "Парча" ("Знамя").
В 1963-1973 годы монархический режим Афганистана решил пойти на демократический эксперимент, видимо, приняв во внимание растущую активность интеллектуальной элиты, а также брожения умов в армейской среде. В этот период деятельность Кармаля была глубоко законспирирована.
Но в 1973 году возглавляемая Кармалем организация обеспечила поддержку М. Дауду, совершив государственный переворот. В администрации М. Дауда у Кармаля не было никаких официальных постов. Однако М. Дауд поручил Бабраку разработку программных документов, а также подбор кандидатов на ответственные должности разного уровня. Такое положение вещей Бабрака Кармаля не устраивало, и его деятельность в группе М. Дауда прекратилась, но не без последствий: за ним установили негласную слежку, а с государственной службы начали "выдавливать".
В 1978 году к власти пришла НДПАБ. Кармаль принял посты заместителя председателя Революционного совета ДРА и заместителя премьер-министра. Но через два месяца, 5 июля 1978 года обострились противоречия в партии, в результате которых он был смещен с этих постов, а 27 ноября 1978 года - исключен из рядов партии с формулировкой "за участие в антипартийном заговоре".
Началось военное противостояние уже с участием спецгруппы "Альфа" и советского вооружения. 28 декабря 1979 года путь к власти силами советских спецслужб был расчищен и до начала мая 1986 года Кармаль являлся генеральным секретарем ЦК НДПА, председателем революционного совета ДРА, а до июня 1981 года - еще и премьер-министром.
Однако такой объем власти был номинальным, но отнюдь не фактическим: Кармаль шагу не мог ступить без согласования своих действий с международным отделом ЦК КПСС, советниками КГБ, а также послом СССР в ДРА Ф. А.Табеевым, который не отличался большими познаниями специфики этой страны. Представляется, что для всех заинтересованных лиц Кармаль был удобным "козлом отпущения", на которого можно было свалить все просчеты.
В рамках краткой биографии Бабрака Кармаля невозможно сделать подробное описание всех событий, а также действий всех государственных деятелей, принимавших участие в судьбе этого человека и страны, которую он хотел изменить. Кроме того, сменилось руководство СССР, которое решало уже другие задачи: Москва больше не хотела поддерживать Кармаля и "во имя высших интересов страны" ему было предложено покинуть свой пост, передав его Наджибулле. Наджибулла принял отставку Кармаля "в связи с состоянием здоровья, подорванным огромной ответственностью".
Последний поворот
Биография Бабрака Кармаля и семьи неразрывно связаны. С 1956 года он женат на Махбубе Кармаль. У них два сына и две дочери. Одного из сыновей он назвал Восток - по названию космического корабля.
С 1987 года Кармаль проживал в Москве в почетной ссылке "на лечении и отдыхе". В июне 1990 года на II съезде партии "Друг труда" был заочно избран членом Центрального совета Парти и Отечества. Он вернулся в Кабул 19 июня 1991 года и находился там до прихода к власти моджахедов в апреле 1992 года.
Когда Кабул пал, семья перебралась сначала в Мазари-Шариф, а дальше - в Москву. 1 декабря 1996 года Б. Кармаль умер в 1-й Градской больнице. Его могила находится в Мазари-Шарифе.