Разнообразных классификаций методов обучения в педагогике существует множество. Однако сейчас нас интересуют только активные методы обучения, в основе которых лежит активная роль учащегося в процессе обучения. Именно активные методы приносят наилучшие результаты.
Традиционно различаются три основных группы методов, от которых зависит роль обучающихся. Во-первых, это методы пассивные, при этом все учащиеся рассматриваются как своего рода объекты обучения. Учащиеся должны в рамках этого метода усвоить тот материал, который передает им учитель, запомнить и воспроизвести его. При этом используются традиционные опрос, чтение и лекция.
Вторая большая группа — это активные методы обучения. При этом учащийся становится не объектом, а субъектом обучения, вступая в диалог с преподавателем и выполняя творческие задания, которые наряду с вопросами от учащегося к учителю и от учителя к учащемуся становятся основными заданиями.
Третья большая группа — это методы интерактивные. Они позволяют взаимодействовать всех учащихся и педагога. Эти методы наилучшим образом соответствуют личностоноориентированному подходу, поскольку предполагают совместное обучение. При этом объектом процесса обучения может стать и учитель.
Это и отличает активные методы обучения от интерактивных. Учитель в данном случае выступает как организатор процесса обучения или лидер группы. Как и активные методы обучения, интерактивные могут быть основаны на прямом взаимодействии с товарищами и на обращении к личному опыту членов группы. На основе этого опыта может быть основано и получение новых знаний.
Активные методы обучения в школе практиковались в России, как и многочисленные интерактивные. Были известны такие интересные методы как лабораторно-бригадный или проектный методы, различные практики, а также трудовые и производственные экскурсии. Эти методы получили развитие в трудах виднейших педагогов Сухомлинского, Амонашвили (педагогика сотрудничества), а также Лысенковой и Шаталова.
Развивали эти интересные методы и американцы, особенно в самом конце XX века. В США были даже разработаны специальные инструкции и детальные руководства для работающих по этим методам учителей. Этими разработками интересуются и российские учителя, стремящиеся идти в ногу со временем и применяющих интерактивные методы обучения студентов и школьников, причем в массовой школе.
Многочисленные исследования, проведенные в Соединенных Штатах, показывают, что именно активные методы обучения наряду с интерактивными позволяют значительно увеличить процент усвоения материала и предполагают немедленно применять полученные знания на практике, что еще больше способствует усвоению новых знаний, делая их неотъемлемой частью общих знаний и навыков учащегося.
Результатом исследований американских педагогов стала специальная таблица, названная «Пирамидой». Из этой таблицы видно, что пассивные методы обучения имеют наименьший процент усвоения, а интерактивные — наибольший. Однако многие российские педагоги оценивают эту таблицу весьма критически, потому что усвоение материала, по их мнению, измерить весьма трудно. Более того, всем известны имена педагогов, чьи блестящие лекции (пассивный метод) прекрасно запоминаются и усваиваются практически на всю жизнь.
Тем не менее, несмотря на всю критику и несовершенство «Пирамиды», эта таблица все же реально отражает все основные тенденции и закономерности и может стать хорошим источником информации для размышления.
Однако не следует считать, что необходимо полностью предать забвению все пассивные методы обучения и заменить их активными и интерактивными. Для успешного обучения могут стать весьма важными все методы и виды педагогической деятельности, а любые разработки непременно движут вперед педагогическую науку.