Общественный рижский транспорт – это неотъемлемая часть городской жизни. Его маршруты соединяют все районы Латвийской столицы с ее центром. Пользоваться им, как коренным жителям Риги, так и приезжим, очень удобно. Так, около часа времени потребуется на перемещение из одного конца города в другой. Подвижной состав содержится в хорошем состоянии и постоянно обновляется, следуя в ногу со временем.
Общественный транспорт в столице Латвии
Исторические документы сообщают, что первый трамвай, работающий на традиционной электроэнергии, появился на рижских улицах летом 1901 года. А первые автобусы вышли на маршрут в 1913 году.
При этом необходимо отметить, что прародитель рижского трамвая – конка появилась в 1882 года, а предшественник автобуса – омнибус начал курсировать по рижским улицам в далеком 1852 году.
Рижские троллейбусы ведут свою историю с 1947 года. А в 1973-м впервые в Риге была успешна применена схема троллейбусного поезда.
Несмотря на то что Рига является самым крупным городом среди столиц Скандинавии и Прибалтийских государств, она не смогла обзавестись метрополитеном. Начать строительства Рижского метро планировалось в 1990 году. Ввод в строй первой линии из восьми станций намечался на 2000-2002 годы, однако строительство отменили из-за протестов общественности и развала СССР.
В настоящее время численность населения столицы Латвии составляет около 724 тысяч человек. В самой Риге есть центральный железнодорожный вокзал, главный автовокзал и порт. Рядом с городом имеется международный аэропорт. Маршруты общественного транспорта Риги обеспечивают: трамваи, троллейбусы, автобусы, микроавтобусы (маршрутки), электропоезда.
Рижский трамвай
В связи с отсутствием городского метро трамвай является очень популярным способом проезда общественным транспортом в Риге. По мнению жителей города и приезжих, ездить в трамваях очень удобно и комфортно.
В настоящее время парк этого вида общественного транспорта существенно обновлен. На смену старым и проверенным временем моделям пришли современные, низкопрофильные и малошумные трамваи, произведенные в Чехословацкой Республике.
Трамвай в Риге считается самым экологичным и быстрым видом транспорта. Не зависящий от пробок в часы пик. Он прекрасно вписывается в городской интерьер. Поэтому городские власти отдают ему предпочтение в развитии на ближайшие годы.
Рижская трамвайная сеть – это девять регулярных маршрутов и один маршрут ретро. Работу сети обеспечивают около 260 составов, выходящих на маршрут круглый год. Интервал их движения – с 05:00 до 23:00.
Рижские троллейбусы
Троллейбусная сеть – это развитый общественный транспорт Риги. Существует 19 маршрутов, на которых используется около 350 троллейбусов. Их система движения устроена таким образом, что значительная часть маршрутов пересекается в ключевой точке – Центральный железнодорожный вокзал. Посредством троллейбусов удачно центральная часть Риги соединена с удаленными районами столицы.
Парк состоит в основном из низкопрофильных современных чешских моделей. Работает сеть без выходных. На маршрутах троллейбусы с 05:00 до 23:00.
Рижские автобусы
Это наиболее значимые рижские перевозчики. Общественный транспорт Риги насчитывает 53 автобусных маршрута. На них ежедневно выходит более 470 единиц техники. Общая длина автобусных маршрутов – более 880 км. Они проложены таким образом, что позволяют соединить Ригу с пригородными населенными пунктами.
Все автобусы исключительно современных моделей, производства Германии и Польши. Они работают без выходных. Так же, как и остальной общественный транспорт Риги, на линии автобусы с 05:00 до 23:00.
Рижские маршрутки
В Риге действует 21 маршрут, на которых трудятся микроавтобусы (минибусы). Циркулируют они по Риге согласно расписанию, строго придерживаясь установленного маршрута. Стоимость поездки аналогична другим общественным видам транспорта.
Ночной общественный транспорт
В Риге, для желающих изучить ночную жизнь города или поздно прибывших, существует 9 автобусных ночных маршрутов. Но не по всей Риге. С 24:00 до 5:00. Обычно с часовым интервалом. Стоимость поездки: 2 евро при покупке билета у водителя; 1,15 евро при приобретении билета в предварительной продаже.
Рижская электричка
В пределах Риги возможно передвижение электропоездом. Такая поездка стоит 0,7 евро. Однако чаще электричками пользуются желающие поехать в популярные латвийские места отдыха: Лиелупе, Булдури, Дзинтари, Майори, Дубулты. Востребована электричка и для поездки в Юрмалу. Ехать туда с центрального рижского вокзала около 40 минут, стоимость – 1,4 евро.
Оплата проезда
Разовая поездка, если приобретать билеты на общественный транспорт Риги непосредственно у водителя, обойдется в 2 евро. Но более востребована оплата путем приобретения электронных карт – э-билетов (э-талонов). Они доступны к продаже через билетные автоматы, в центрах обслуживания пассажиров, в специальных точках продаж. Возможно пополнение проездных карт через Internet.
Э-билеты продаются на фиксированное количество поездок: одна поездка – 1,15 евро; пять поездок – 5,75 евро; 10 поездок – 10,9 евро; 20 поездок – 20,7 евро. И на неограниченное число перемещений, но с фиксированным временем действия: 24 часа – 5 евро; трое суток – 10 евро; пять дней – 15 евро.
Электронные карты принимаются к оплате в общественном транспорте Риги, независимо от его вида.
За безбилетный проезд взимается штраф. Проверку на маршрутах общественного транспорта осуществляют контролеры. Размер штрафа 20 евро, если его оплачивать непосредственно на месте. Если платить его через некоторое время, то он может вырасти до 50 евро.