Средневековая Европа в представлениях обычного человека связана обычно с кострами инквизиции, крестовыми походами, войнами и кровью. Казалось бы, ни о какой науке в это время и речи быть не может. И, тем не менее, два величайших открытия приходят к нам из этой эпохи – арабские цифры и последовательность Фибоначчи. Были, конечно, и другие научные открытия, но сейчас речь пойдёт не о них.
Оставив в стороне историю арабских цифр, более пристально присмотримся к последовательности Фибоначчи – что же она собой представляет, и чем она так знаменита. На самом деле последовательность Фибоначчи является рядом цифр, в которых старший член последовательности равняется сумме двух ближайших младших членов последовательности. В результате таких действий получится такие числа:
1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21 и т.д.
Они называются числа Фибоначчи, а все вместе они образуют ряд Фибоначчи. Но дело даже не в самих числах, а в соотношениях между ними. Так, отношение числа в последовательности к предыдущему члену последовательности даёт в результате значение, близкое к 1,618. И чем цифры, используемые для такого отношения, больше, тем точнее соблюдается это значение.
Другим, не менее интересным фактом, которым обладает последовательность Фибоначчи, является отношение предыдущего члена к последующему. Это отношение приближается к значению 0,618 и является обратной величиной 1,618.
Если брать отношение других чисел из последовательности Фибоначчи, не ближайших, а, например, через одно или через два, то результатом будут другие значения: для членов последовательности, взятых через один, будет получаться число, стремящееся к 2,618. При вычислении отношения старшего члена к младшему через два члена последовательности, результат будет стремиться к 4,236. Если рассмотреть по такому же принципу отношения младших членов последовательности к старшим (через один или через два члена), то будут получены обратные значения уже полученным цифрам: 0,382 (обратное значение числа 2,618), следующее – 0,236 (обратное значение 4,236) и так далее.
На первый взгляд, это всё просто любопытные сведения, игра цифр, не имеющая практической реализации. Однако это совсем не так. В технике, в искусстве, в архитектуре существует понятие золотого сечения. Им является соотношение частей какого-либо предмета между собой, создающее наиболее гармоничное восприятие предмета в целом. Очень часто золотым сечением пользуются художники и архитекторы, добиваясь от своих картин и сооружений впечатления гармонии. Этим же соотношением рекомендуют пользоваться фотографы при компоновке кадра. Одно из правил композиции кадра гласит: для получения хорошего снимка дели кадр на три части и помещай центр композиции на пересечении вертикальной и горизонтальной линий, составляющих 2/3 горизонтали и вертикали кадра. А золотое сечение является одним из коэффициентов Фибоначчи – 1,618. Именно такое соотношение частей и целого обеспечит наиболее гармоничное восприятие. Так что, последовательность Фибоначчи служит не только игрой ума, но и является буквально фундаментом, на котором стоят гармония и красота восприятия окружающего мира.
Соотношения Фибоначчи справедливы и в живой природе. Касаться они могут самых разных областей. Так, раковина улитки, имеющая форму спирали, тоже подчиняется соотношениям Фибоначчи. Рост растений, число веток, листьев, их расположение зачастую также располагаются в соответствии с числами и коэффициентами Фибоначчи.
Ну и самое известное применение чисел Фибоначчи – в торговле на финансовых рынках. В практике трейдеров используются как цифры, составляющие последовательность Фибоначи, так и коэффициенты Фибоначчи. Применяются эти коэффициенты для планирования значимых уровней, на которых можно ожидать изменения поведения цены.
Кроме прямого использования коэффициентов Фибоначчи существует множество других методов торговли, созданных с их использованием. К ним можно отнести линии Фибоначчи, зоны Фибоначчи, проекции Фибоначчи и т.д. Это помогает трейдерам прогнозировать поведение рынка, заранее подготовиться к возможным изменениям поведения цен и спланировать свою торговлю.
Всё вышеописанное не охватывает всех проявлений влияния чисел и последовательности Фибоначчи в науке, технике, искусстве, но даёт представление о том, что же это такое – последовательность Фибоначчи.