Типология общества в социологии является одной из важнейших проблем не только этой науки, но и множества других отраслей. В данной статье будет освящен данный вопрос, представлена краткая история его изучения начиная с трудов Карла Маркса и заканчивая последними научными исследованиями в этой сфере.
Актуальность проблемы
Типология общества в социологии является значимым вопросом не только в этой науке, но и в других сферах знания. Например, при разработке стандартов образования учитываются характеристики современного общества, так как в результате процесса обучения и воспитания государство должно получать такого гражданина, который наиболее востребован в настоящий момент. Это требуется для развития многих отраслей жизни, таких как экономика, культура, наука и так далее.
Типология общества в социологии учитывается педагогикой также и для того, чтобы в результате образовательного процесса дать обучающимся те знания умения и навыки, которые позволят им наиболее полно реализовать свои возможности, и стать полноправными членами социума. В этом и заключается актуальность данной проблемы.
История изучения типологии общества в социологии
При рассмотрении какого-либо вопроса принято излагать в хронологическом порядке случаи обращения к нему различных мыслителей начиная с древнейших времен. Говоря непосредственно о теме настоящей статьи, можно сказать, что она не рассматривалась в достаточной мере до восемнадцатого-девятнадцатого веков, когда, собственно, и появилась наука социология. В это время ряд мыслителей создали свои работы, ставшие классическими в данной области. Их влияние на общество было настолько велико, что эти труды взволновали тысячи граждан Европы, вследствие чего по западным странам прокатилась волна социальных революций.
Однако до появления исследований Карла Маркса ученые интересовались скорее не типологией общества в социологии и видами ее, а непосредственно разделением население на классы. Они часто излагали свои мысли по поводу того, как можно изменить сложившуюся, не устраивающую их ситуацию в современном социуме.
Карл Маркс, обобщив имеющиеся к этому времени сведения по данной проблеме, систематизировал их и изложил свою типологию общества в социологии.
О чем писал классик?
Карл Маркс был экономистом по образованию, поэтому его теория основана на положениях, извлеченных из этой отрасли знаний.
В основу его варианта типологии общества в социологии лег принцип разделения согласно типу производства материальных благ, а также форм собственности.
Немецкий ученый выделил следующие категории развития человеческих общностей.
Первобытно-общинный строй
На этом этапе развития социума все его члены являются равноправными по отношению друг другу. Нет деления на отдельные классы. Частной собственности как таковой также не существует. Иногда у племен выделяются вожди, но это, как правило, "первые среди равных". Принадлежность индивида к тому или иному племени определяется по рождению.
Данный строй иногда называют также первобытным коммунизмом. Поскольку в этой общественной формации не существует товарно-денежных отношений, а все материальные блага равномерно распределяются между членами социума.
Некоторые современные ученые, занимающиеся исследованием взаимоотношений в первобытном обществе, говорят о том, что в так называемых доденежных цивилизациях, вопреки сложившемуся мнению, и не существовало сделок, основанных на обмене товаров. Вместо этого появлению финансов предшествовал совершенно иной принцип распространения продуктов. В данных видах цивилизаций была распространена так называемая культура дарения.
Это понятие подразумевает, что наибольшим уважением и почетом пользовались те люди, которые могли себе позволить делать крупные подношения другим членам общества. Например, если человек имел необходимые навыки и умения для успешной охоты или рыбалки и его улов намного превышал количество продуктов, необходимых для обеспечения питания его семьи, такой человек обязательно отдавал излишки тем собратьям, которые по той или иной причине не могли добиться подобных результатов.
Соответственно, выделение одних индивидов по отношению к другим происходило не по принципу "кто сильнее и богаче", а по более гуманным соображениям.
Постоянное развитие
Говоря о типологии общества в социологии, стоит непременно сказать о том, что любой коллектив является феноменом не статичным, а постоянно меняющимся. Эти преобразования происходят чаще всего естественным образом, то есть в ходе эволюции. В качестве причин такого развития можно назвать события, ведущие к изменению в экономике и политике. Однако бывают и прецеденты насильственного вмешательства в естественный ход истории.
На протяжении последних трех веков можно найти многочисленные примеры революций, направленных на изменение социального строя. Итак, первобытное общество, как уже было сказано, не является статичным, а в ходе определенных процессов в нем выделяется знать, что одновременно приводит к зависимому положению других его членов.
Знания об этом ученые получают не только из материалов археологии, но и изучая жизнь племен, находящихся и сегодня на данной стадии развития.
Рабовладельчество
Следующим пунктом типологии общества в социологии, характерные особенности которой рассматриваются в настоящей статье, является рабовладельческий строй.
Это название говорит само за себя. Здесь появляется новый класс рабов. Первоначально таковыми считались только представители соседних племен, взятые в плен в результате вооруженных конфликтов.
Феодальный строй
Рассматривая кратко типологию общества в социологии, о феодальной формации можно сказать следующее. Здесь появляются более сложные общественные отношения. Постепенно знать тоже делится на различные категории.
Отношения между ее представителями, а также людьми подчиненными в разные эпохи существенно отличались друг от друга. Так, в средневековой Европе существовал довольно интересный принцип, по которому слуга слуги мог не подчиняться хозяину своего господина. Это правило звучало таким образом: "Вассал моего вассала не мой вассал".
Капитализм и коммунизм
После феодализма, вследствие развития производства и появления нового класса людей - хозяев крупных, средних и мелких предприятий, образовался новый общественный тип в типологии общества в социологии. Эта формация называется капитализмом.
Высшей ступенью развития социума Карл Маркс называл коммунизм. Отличительной чертой такого общества можно назвать равномерное распределение благ между его участниками, стирание границ между классами.
Классификация по основному виду занятий
Однако современная социология типологию общества часто представляет в другом виде. Наиболее часто она составляется согласно виду преобладающей деятельности.
По этому критерию все модели общества могут быть разделены на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Традиционный уклад
В таком обществе производство слабо развито. Большинство людей занято в сфере сельского хозяйства, животноводства, охоты и так далее. Ученые говорят о том, что такой образ жизни непременно приводит к следующим характеристикам социальных отношений. В таких формациях, как правило, очень сильны традиции и обычаи. Они рассматриваются наравне с официальными законами.
Подобное общество, как правило, крайне невосприимчиво ко всякого рода нововведениям. Это можно объяснить тем, что сами занятия, считающиеся главными в таких социумах, являются довольно консервативными и мало изменяются, даже в течение многих сотен лет.
Индустриализм
Рассматривая основные виды типологии общества в социологии и уделив внимание классификации по виду главного занятия, стоит также детально остановиться на рассмотрении второй группы обществ - индустриальных. В такой фармации большинство людей занято в сфере производства.
Наиболее востребованы рабочие специальности, а также при наиболее развитых формах индустриализации самыми престижными профессиями являются инженеры и руководители производства.
Информационное общество
Под этим термином подразумевается тот этап развития социума, на котором находится или, по крайней мере, к которому движется большинство стран Европы в настоящий момент. Говоря о типологии общества в социологии и типах ее, стоит упомянуть еще об одном факте.
Современное человечество подошло к той ступени развития, на которой индустрия хоть и играет одну из ведущих ролей в обеспечении людей жизненными благами, но все-таки наиболее востребованными специальностями становятся те, что связаны с переработкой и производством информации. Это обусловлено новым витком развития техники, в частности компьютеров и основанных на них производствах. А значит, в настоящее время все больше возрастает потребность в людях, которые могут обслуживать работу современных компьютеров.
Также в информационном, или постиндустриальном, обществе востребованы и другие профессии, связанные с переработкой и хранением информации. Так, уже сегодня достаточный процент служащих в Европе задействованы именно в этой сфере. По прогнозам статистиков, в течение ближайших десяти лет количество людей, занятых в данной области, увеличится до сорока процентов от всего населения.
Заключение
В настоящей статье были представлены основные виды типологий общества в социологии. Данные классификации являются не единственными. Их количество настолько велико, что невозможно точно сказать, сколько же существует видов типологии общества в социологии. Это обусловлено тем, что коллектив сам по себе является крайне сложным феноменом. Его проявления многочисленны. А поскольку характеристик социума огромное количество, то и типология общества в социологии - понятие, имеющее большое число трактовок.
Так, существует, например, разделение строев на простые и сложные (по степени развития социального расслоения), на восточные и западные (по географическому признаку), на христианские, мусульманские, языческие, атеистические и тому подобные (по религиозному признаку) и так далее. Каждое общество стремится защитить сложившиеся в нем устои. Поэтому разделение на классы существует практически при любом режиме как его необходимый элемент.