Колонна Марка Аврелия: адрес, описание, история постройки, фото

Колонна Марка Аврелия - это один из архитектурных символов Рима, являющий собой яркий образец всех ранних памятников Италии нашей эры. Что представляет собой колонна, в честь какого события она установлена и в какой части Рима расположена? Об этом - далее в статье.

Описание

Колонна Марка Аврелия представляет собой дорическое архитектурное сооружение общей высотой около 38 м. Точная дата постройки неизвестна, но так как колонная воздвигнута в память о Марке Аврелии и Маркоманской войне, можно предположить, что колонну воздвигли в период со 170 по 190 год нашей эры.

Марк Аврелий и Маркоманская война

Прежде чем описывать рельеф и конструкцию колонны Марка Аврелия в Риме, следует немного рассказать о самом Марке Аврелии и о событии, в память о котором был установлен данный памятник.

Скульптурный портрет Марка Аврелия

Марк Аврелий - последний из пяти так называемых хороших императоров Рима, философ, стоик, последователь философии Эпиктета. На четырнадцать из девятнадцати лет правления Аврелия пришлась Маркоманская война, во время которой он и погиб. Первые же пять лет правления императора - с 161 по 166 год - были ознаменованы Парфянской войной, неурожаями, голодом и эпидемией чумы. Этой ситуацией и воспользовалось древнегерманское племя маркоманов и других дружественных им племен. В 166 году они проникли на территорию Италии, развязав тем самым Маркоманскую войну.

Император остановил натиск вражеских племен к 169 году, однако набрать новую армию легионеров смог лишь к 172-174 годам. Как мудрый полководец, с армией, состоящей практический из одних рабов и варваров, к 178 году Марк Аврелий смог закончить оборону и был готов перейти в нападение, чтобы завоевать земли противников. Однако в 180 году император скончался от чумы. Война окончилась заключением мирного договора с варварами и возвращением всех довоенных границ. Именно эпизодами из этой войны украшены рельефы колонны Марка Аврелия.

Фрагмент рельефа колонны

Прототип

Прототипом для постройки памятника стала колонна Траяна, возведенная в Риме в 113 году. Как и у колонны Марка Аврелия, стиль колонны Траяна дорический, а рельефы рассказывают о военных действиях.

История постройки и конструкция

Как уже упоминалось выше, точная дата постройки колонны неизвестна - это связано с тем, что оригинал памятной доски был разрушен. Некоторые историки считают, что колонна была возведена еще при жизни Марка Аврелия, во время временного триумфа 176 года. По другой версии, памятник был установлен сразу же после смерти императора и окончания войны - в 180 году. Долгое время эта версия считалась основной, пока в окрестностях не был найден осколок какого-то памятника с датой "193 год". Возможно, именно этот год и является датой постройки колонны Марка Аврелия.

Общий вид колонны

С точки зрения топографии Древнего Рима, колонна располагалась в центре площади, между храмом Адриана и храмом Марка Аврелия, построенным его сыном и следующим императором Коммодом и до настоящего времени не сохранившимся. Неподалеку находилось место кремации императора.

Высота самой колонны - 29,62 метра, высота пьедестала - около 10 метров. Изначально общая высота памятника составляла около 41 метра, но три метра фундамента, находящегося под пьедесталом, ушли под землю во время реставрации 1589 года. Ниже представлено изображение колонны Марка Аврелия на открытке 1748-1749 гг. Подпись на открытке - "Колонна Антонина", потому что полное имя императора звучало как Марк Аврелий Антонин.

Изображение колонны на открытке второй половины 18 века

Колонна состоит из 27 или 28 блоков каррарского мрамора, каждый из которых имеет толщину более 3 метров, не считая примерно 70 сантиметров рельефа. Как и колонна Траяна, этот памятник полый, с винтовой лестницей, состоящей из более чем 200 ступеней, расположенной внутри. Так как подъемников подобной высоты в то время не существовало, лестница строилась одновременно с возведением колонны - каждые полметра ступеней позволяли установить очередной внешний мраморный блок. После окончания постройки лестницу оставили для возможности подъема всех желающих на верхнюю площадку. Освещение внутри не предусмотрено, поэтому полумрак рассеивают лишь лучи света, слабо просачивающиеся сквозь художественный рельеф.

Рельеф

Как уже говорилось выше, рельеф спиральной картины повествует о Маркоманской войне, изображая ее отдельные эпизоды. Точность хронологии событий оспаривается разными историками, однако принято считать, что верхнюю половину колонны занимает успех императора в противостоянии варварам (174-175 годы), а нижнюю - экспедиции против племени маркоманов (172-173 годы). Один из эпизодов противоречит историчности изображений - в нем Бог отвечает на молитвы Марка Аврелия и посылает на врагов римских войск страшный шторм.

Фрагмент рельефа

Несмотря на общее стилистическое и архитектурное сходство колонны Аврелия с колонной Траяна, стиль самих рельефов у памятников абсолютно разный. Фигуры рельефов колонны Марка Аврелия предопределили стиль драматической архитектуры 3 века и тесно связаны с изображениями на триумфальной арке Септимия Севера, построенной в 203 году нашей эры. Так, в отличие от маленьких фигур рельефа колонны Траяна, здесь герои сюжета крупные, с большими каменными прорезями, предполагающими игру тени и света в разное время суток. Помимо этого, у фигур непропорционально большие головы, чтобы зрителю было проще рассмотреть изображенные эмоции.

В целом живописность рельефов колонны Марка Аврелия можно назвать первым архитектурным олицетворением периода упадка Римской империи. Выразительность символического языка достаточно сильная, хоть и лишена пафоса расцвета античности.

История реставраций и изменений

К 16 веку колонна была в крайне плачевном состоянии - было утеряно и разрушено большинство рельефов, утеряна статуя Марка Аврелия, расположенная на вершине, а часть самой колонны оказалась погребена под песчаными наносами. В 1588-1589 гг., по указанию папы римского Сикста Пятого, итальянский инженер и архитектор Доменико Фонтана занялся реставрацией колонны. Под его руководством было восстановлено большинство рельефов (по сей день неизвестна степень достоверности его реставрации). По неизвестной причине, вместо статуи Марка Аврелия, место на вершине колонны заняла статуя святого апостола Павла - вероятнее всего, по аналогии со статуей святого Петра на колонне Траяна, которую Фонтана реставрировал в начале 1588 года.

Статуя святого апостола Павла на вершине колонны

По ошибке Фонтана установил на колонне надпись о реставрации, гласящую, что это колонна Антонина Пия. Это заблуждение представлялось фактом более ста лет, пока в 1703 году не были обнаружены остатки настоящей колонны Пия. Тогда же было установлено, что предмет реставрации Фонтаны - на самом деле колонна Марка Аврелия.

В художественной литературе

Как и многие архитектурные памятники прошлого, колонна нашла отражение в литературе. В романе "Семь преступлений в Риме" современного писателя Гийома Прево колонна Марка Аврелия является одним из семи упомянутых мест преступлений.

Местоположение

Адрес колонны Марка Аврелия в Риме запомнить несложно - она находится на центральной площади Колонны, которую и назвали в честь расположенного на ней памятника. Самый простой способ добраться до этой площади - это спуститься в метро,и следовать по линии А до станции "Спанья" или "Барберини — Фонтана-ди-Треви". Помимо интересующей колонны Аврелия, на площади можно увидеть знаменитую галерею Альберто Сорди (раньше носила название "Галерея Колонны") и великолепный фонтан, построенный в 16 веке по указу папы римского Григория Тринадцатого итальянским архитектором и скульптором по имени Джакомо делла Порта.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.