В статье разберемся, что такое слух.
Орган слуха – это самое эмоционально окрашенное и важное "окно" человека в мир, порой даже более важное, чем зрение. Поэтому появление боли в ушах или снижение слуха воспринимается как настоящее бедствие.
Понятие «орган слуха»
Под ним понимается парный орган, главная функция которого заключается в восприятии человеком звуковых сигналов, а значит, ориентирования в окружающем мире. Для правильного его функционирования за ним нужно правильно и тщательно следить. Для этого полезно будет познакомиться со структурой и функциями органов слуха подробнее. Ухо имеет очень сложное строение. Также нужно учесть тот факт, что слух связан напрямую с умением говорить.
Что такое слух, многим непонятно.
Строение органов слуха
Человеческий орган слуха может воспринимать звуки в пределах 16–20 000 колебаний звуковых волн за секунду. Возрастные особенности его предполагают следующее: число воспринимаемых вибраций с возрастом снижается. Пожилые люди способны воспринимать за одну секунду максимум 15 000 колебаний.
Располагается орган слуха в черепной височной кости и разделяется на три отдела, которые функционально и анатомически связаны между собой:
- внутреннее ухо;
- среднее ухо;
- наружное ухо.
У каждого отдела органа слуха есть свои структурные и функциональные особенности.
Наружное ухо
В первый отдел входят слуховой канал (или слуховой проход) и ушная раковина. Благодаря тому, что раковина уха имеет форму ракушки, она ловит волны звука как специфический локатор. Затем звук двигается в слуховой канал. Барабанная перепонка располагается между средним и наружным ухом. Она способна вибрировать, благодаря чему передает все звуковые колебания в отдел среднего уха. Непосредственно ушная раковина является хрящевидной тканью, покрытой кожей.
Основная функция наружного уха заключается в защите. Находящиеся в слуховом проходе клетки могут производить серу, защищающую и внутреннее, и среднее ухо от проникновения патогенных микроорганизмов и пыли.
Функции наружного уха
Для наружного уха характерны также другие функции:
- концентрация звуков, идущих с разных сторон;
- прием волн звука;
- защита от влияния окружающей среды;
- сохранение требуемой температуры и влажности.
Именно наружное ухо обусловливает функциональность слуховых органов. Нужно знать о том, что разные патологии в нем провоцируют воспалительный процесс среднего уха и иногда внутреннего. Поэтому, если чувствуется даже небольшая болезненность, следует поторопиться к врачу.
Значение слуха в жизни человека велико, и это нужно учитывать.
Среднее ухо
Второй отдел слухового органа человека включает в себя барабанную полость, расположенную в зоне висков, и слуховую трубу.
Барабанную полость наполняет воздух, по размеру она не больше одного кубического сантиметра. В нее входит шесть стенок:
- медиальная – обладает двумя отверстиями, и в одно из них вставлено стремя;
- латеральная – по форме напоминает купол, включает в себя наковальню и головку молоточка;
- задняя – маленькая полость, которая вдается по направлению к сосцевидному отросточку;
- верхняя – производит разделение барабанной полости и черепа;
- нижняя стенка – дно;
- передняя – около нее находится внутренняя сонная артерия.
Слуховые косточки – стремечко, наковальня, молоточек связаны суставчиками друг с другом. Также в среднем ухе находятся лимфатические сосуды, нервы и артерии.
Проведение звука
Главная функция данного отдела – проведение звука. Воздушные колебания влияют на барабанную перепонку и слуховые косточки, после этого звуки передаются к внутреннему уху.
Кроме перечисленного, среднее ухо может:
- производить защиту слуховых органов от громких звуков;
- поддерживать барабанную перепонку и слуховые косточки в тонусе;
- адаптировать к различным звукам акустический аппарат.
О значении органа слуха подробнее расскажем ниже.
Внутреннее ухо
Данный отдел называют также лабиринтом. Он включает перепончатый и костный лабиринты. Второй – небольшие проходы и полости, соединенные друг с другом, их стенки включают косточки.
Во внутренней области окостенелого лабиринта находится перепончатый.
Во внутреннем ухе выделяются следующие отделы:
- ушная улитка;
- полукружные протоки (каналы);
- преддверие.
Преддверие представляет собой полость яйцевидного типа, расположенную посередине в ушном лабиринте. Там находятся пять отверстий, которые направлены к каналам. Впереди самое большое отверстие, оно ведет к главному протоку улитку. Одно отверстие имеет мембрану, на другом при выходе находится стремя-пластинка.
Кроме того, нужно сказать, что в области преддверия располагается гребешок, который разделяет полость на две части. Углубление, находящееся в зоне под гребешком, выходит в проток улитки.
Улитка
Улитка напоминает спираль, состоит она из костной ткани. Она очень надежная и прочная.
К функциям данного отдела относятся:
- проведение через протоки звуков;
- трансформация звуков в импульсы, поступающие затем в головной мозг;
- ориентирование человека в пространстве, стабильное равновесие.
Главные органы равновесия – перепончатый лабиринт и протоки. Структура органа позволяет установить, где находится звуковой источник, и хорошо ориентироваться в пространстве. Благодаря внутреннему уху можно определить, откуда и с какого направления исходят звуки. Равновесие, за которое отвечает данный орган, позволяет человеку стоять, не наклоняться и не падать. Если что-то нарушается, то появляются головокружение, неровная ходьба, наклоны и невозможность стоять.
Отделы слуховых органов взаимосвязаны друг с другом. Чтобы данный орган нормально функционировал, необходимо придерживаться несложных рекомендаций и правил. При малейшем дискомфорте нужно сразу же обращаться к врачу. Не слушать музыку на большой громкости и соблюдать гигиену раковин ушей. Анатомия более детально описывает особенности органа слуха.
Значение бинаурального слуха
Что это? Бинауральный слух (латинское bini, то есть два, и auricular, то есть ухо) – звуковое восприятие посредством обоих ушей и расположенных симметрично (левой и правой) частей системы слуха.
Наличие обоих приемников слуха дает возможность человеку воспринимать звуковой пространственный мир и понимать, куда перемещаются в пространстве звуковые сигналы.
К числу главных признаков бинаурального слуха относятся: локализация в пространстве, бинауральное суммирование громкости, эффект предшествования, бинауральные биения, бинауральная демаскировка, звуковое слияние при установлении высоты, а также эффекты «левого» и «правого» уха при восприятии человеком музыки и речи.
Значение возраста в формировании слуха
Начало функционирования слуховой системы отмечается еще до рождения малыша – с шести месяцев развития внутри утробы. Ребенок отлично слышит сердцебиение матери и ее голос, а по мере формирования слуха – музыку, голоса близких людей и шумы окружающей среды.
Развитие слуховой системы малыша с момента рождения активизируется под влиянием звуков окружающей среды. В течение всего периода детства человек запоминает звуки, учится их соотнесению с объектом, издающим звуки, овладевает, так называемым, звуковым словарем.
Каково же значение слуха для ребенка?
Ребенок через двенадцать часов после рождения уже может отличить речь человека от других звуков, реагируя на нее еле заметными движениями. У новорожденного есть способность безошибочно различать голоса других людей и голос матери.
Современные исследования доказали, что малыш может уловить отличия между своим и иностранным языком.
Дети с рождения и до года реагируют по-разному, на высоту и громкость звучания. Ребенок обычно реагирует на звуковые раздражители таким образом:
- моргание и расширение глаз;
- сосредоточение слуха, то есть частичное или полное торможение движений (сосательных, когда ребенок ест, и общих);
- вздрагивание тела полностью (если ребенок услышал громкий и резкий звук).
Нужно помнить о том, что малыш слышит даже тогда, когда спит. При повышении громкости звуков он начинает двигаться или просыпается.
Если у новорожденного нормальный слух, он реагирует лишь на звуки, которые издаются на небольшом расстоянии от него (не больше полутора метров).
В два-три месяца он реагирует на звук торможением или активизацией сосательных движений (когда ест в этот момент), широким раскрытием или поворотом глаз по направлению к хорошо известному взрослому. Самое большое расстояние, на котором ребенок способен реагировать на звук, равно двум — трем метрам.
В двухмесячном возрасте развивается комплекс оживления: малыш активно двигает ножками и ручками, улыбается, когда с ним разговаривают ласково.
В возрасте от трех месяцев до полугода ребенок может установить локализацию звукового источника слева или справа от себя. Он водит глазами в ответ на звук, поворачивает голову по направлению к объекту, издающему его. Вот что такое слух.
Не нужно бояться, если реакция возникает не сразу – иногда малыши реагируют на звук лишь через несколько секунд. Самое большое расстояние, на котором дети способны слышать в этом возрасте, равно трем — четырем метрам. У физически ослабленных и недоношенных детей, и у малышей с нарушениями психомоторного развития может наблюдаться более позднее формирование реакции нахождения звукового источника.
У детей в этом возрасте возникает отрицательная реакция на внезапные, резкие звуки.
Ребенок в возрасте от полугода до года реагирует на звук, который издается сзади, слева и справа от него. Вначале расстояние, на котором в этом возрасте дети слышат звук, равно четырем метрам, а в год – шесть метров.
Дети раннего и дошкольного возраста
У детей раннего и дошкольного возраста формирование слухового восприятия позволяет обеспечить развитие представлений о звуках окружающего мира, а также ориентацию на звук как одно из самых важных свойств и характеристик явлений и предметов неживой и живой природы.
Благодаря овладению характеристиками звука формируется целостность восприятия, играющая важную роль в процессе познавательного развития детей.
Слухи имеет особую роль в речевом восприятии. Слуховое восприятие в первую очередь развивается как средство, обеспечивающее взаимодействие и общение людей.
Причины нарушений
Далее будут описаны причины снижения слуха.
Слуховые нарушения классифицируются как полные (или глухота) и частичные (или тугоухость), выражаются в ухудшении способности к обнаружению, распознаванию и пониманию звуков. Помимо прочего, глухота может быть приобретенной или врожденной.
- Первая причина, вызывающая нарушение слуха, – это долговременное влияние шума. Если люди проживают возле аэропортов, заводов или оживленных шоссе, они подвергаются звуковому облучению каждый день, его интенсивность достигает 75 дБ. При слишком частом пребывании человека на улице или нахождении с приоткрытыми окнами дома у него могут постепенно развиться ухудшение и утрата слуха. Запрещается слушать плееры на максимальной громкости и в течение длительного времени.
- Наследственное нарушение слуха – включает в себя врожденные дефекты или глухоту. Какие еще причины снижения слуха бывают?
- Использование некоторых медикаментов может стать причиной ухудшения, в том числе привести к глухоте.
- Утраты слуха, спровоцированные воспалительными патологиями среднего уха. При воспалительных болезнях, в особенности хронического характера, нарушается звуковое проведение через составляющие среднего уха до улитки.
- Еще одна причина нарушения органов слуха — патологии сосудов. Его снижение очень часто формируется при таких сосудистых заболеваниях, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, сахарный диабет, и становится одним из признаков этих патологий.
- Причиной нарушения слуха у детей может стать физическая травма. Вызвавшая утрату слуха травма может быть нанесена и самому уху, и центру в головном мозге, которые обрабатывает звуковые сведения.
Мы рассмотрели, что такое слух.