Крейсер "Жданов" - советский крейсер проекта "68-бис": основные характеристики, дата спуска на воду, вооружение, боевой путь

Построенный на ленинградском заводе под номером 419, крейсер управления «Жданов» получил наименование в честь видного социалистического деятеля. Этот корабль известен своими походами, отважностью команды и умелым руководством капитана судна. Для интересующихся особенно любопытными кажутся характеристики этого корабля, построенного по удачному проекту «68-бис».

андрей александрович жданов

Как все начиналось

Известный советский крейсер первое свое празднество пережил в январе 1953 года – 25 числа на нем торжественно подняли флаг флота державы. Построение проходило с участием командующего восьмым соединением КБФ. Корабль приписан к таллиннской базе. Строительством судна занимался ленинградский 189-й завод имени Орджоникидзе. Транспорт выпущен под 419-м номером. Наименование было выбрано в честь известного советского деятеля, рожденного еще в девятнадцатом столетии и скончавшегося в 1948-м. Жданов в период своей политической карьеры был секретарем обкома ВКП(б) в Ленинграде. Приемный акт по судну оформили последним декабрьским днем 1952 года. С этого момента корабль в строю.

Хотя портом приписки крейсера «Жданов» был Таллиннский, это не означает, что корабль все время находился именно здесь. Впервые дальний переход в истории судна пришелся на 1957 год, когда осенью легкий корабль отправили в Югославию. Во время плавания также была посещена Сирия, после чего крейсер вернулся. Экипаж корабля успешно выполнил все поставленные перед ним задачи. По итогам мероприятия были отмечены дисциплинированность штата, исключительная выучка всего персонала, организационные способности управляющего состава. Все матросы, старшины, офицеры, ставшие участниками этого похода 1957 года, получили специальный жетон, подтверждавший участие в дальнем морском переходе.

спутниковая система навигации

История продолжается

Датой спуска на воду крейсера Жданова считается 27.12.1950, и с этого момента началась славная история судна и его экипажа. Спустя пятнадцать лет после первого появления в родной стихии крейсер был направлен к заводским докам. По программе планировалось переоборудовать корабль, отремонтировать в среднем масштабе, несколько модернизировать. Судно строилось по проекту 68-бис, но модернизация ожидалась такая, что по ее итогам можно было бы считать корабль типом 68-У1, то есть полноценным крейсером управления. В 1971-м корабль успешно прошел осенние испытания на заводе, ближе к началу зимы организовали государственные испытания, также успешно пройденные машиной и ее персоналом.

С 1971-го крейсер проекта 68-бис окончательно переквалифицирован в КРУ. С этого момента судно используется для контроля сил флота и его ресурсов. Крейсер предназначен для командира соединения и оборудован всем необходимым для постоянной связи с персоналом. Одновременно установлена аппаратура для сбора сведений, анализа и сохранения. На судно поставили самые современные для того года средства связи, включая спутниковые.

Завершение истории корабля

Построенный по проекту «68-бис» крейсер, переоборудованный затем в КРУ, со второго месяца 1989 года лишается своего прежнего имени, полученного в честь партийного деятеля. С этого момента корабль называется «КРУ 101». Начало лета того же года отмечено переводом в резервные силы. Экипаж передает боезапасы ответственным организациям, сопровождает машину в Троицкую бухту, где ей предстоит отстаиваться. В декабре того же года Минобороны державы издает приказ, в котором отмечает неудовлетворительное состояние корабля. Одновременно власти страны признают, что не представляется возможным далее использовать судно в качестве КРУ. С этого момента 101-й корабль исключен из боевого состава советской флотилии. В ближайшее время его должны передать на слом.

Приказ, согласно которому оснащенный прежде передовой техникой и спутниковой системой навигации корабль исключили из ВМФ, был подписан 10.05.1990. Официальный документ вышел под визой Касатонова. Оформлен номером 0163. С этого момента начинаются работы по полному разоружению судна, устранению оборудования и технического обеспечения. К середине октября все было готово к спуску флага, что и произошло 24.10.1990. С этого момента расформировали обслуживающий крейсер экипаж. Было решено продать транспорт на металлолом. Сделка заключена с иностранным заинтересованным предприятием, слом предполагался в Индии.

крейсера проекта 68 бис

О параметрах

Больше всего людей, увлеченных флотом, интересуют основные характеристики крейсера «Жданов». Согласно дошедшей до нас документации, водоизмещение достигало 17 890 тонн. Корабль передвигался со скоростью до 32 узлов, то есть в час проходил немногим менее 60 км. Общая дальность совершенных переходов достигла девяти тысяч миль (около 17 000 км). Персонал насчитывал 1083 единицы. Двигательная система – с двумя валами. На судне стояли две турбозубчатые системы, сконструированные в соответствии с типовым проектом ТВ-7.

В длину корабль достигал 210 м, осадка оценивалась в 730 см, а ширина составляла почти 23 м. Общая мощность при передвижении вперед в соответствии с проектной документацией транспорта – 124,1 тыс. лошадиных сил, для заднего направления параметр достигал 27 тысяч.

Оружие

Вооружение крейсера «Жданова» для своего времени было довольно мощным. На судно поставили три башни, построенные по проекту МК-5БИС. Каждая рассчитывалась на три орудия. Калибр артиллерийской системы – 152 мм. Также установили 6 х 2 универсальных орудийных систем калибром 100 мм. В качестве зенитной артиллерии выступили 12 * 2 артиллерийские установки, построенные по проекту М3А В11. Калибр – 37 мм. Наконец, 4 * 2 установки по проекту АК-230, калибр – 30 мм.

Дополнительно корабль был оснащен ракетными установками «Оса».

крейсер жданов боевой путь

Даты и события

Как выше было указано, впервые флаг на судне подняли 25.01.1953. Спустя ровно год после этого события на крейсер, названный в честь Андрея Александровича Жданова, с визитом прибывает Кузнецов, в тот момент занимающий должность главнокомандующего флотилиями страны. Через два года после поднятия флага корабль официально зачисляется в объединенный флот Балтики. Проходит немногим меньше года после этого момента, и в ноябре транспорт участвует в спасательной операции – в помощи нуждается персонал подлодки «Месть». Еще через год начинается первый длительный морской поход. В него крейсер направлен в сопровождении «Свободного». Судно выдвигается под управлением Гаврилова. На транспорте поднят флаг Котова. Сначала посещен югославский населенный пункт Сплит, визит состоялся 12-18 сентября. С 21 числа того же месяца крейсер находится в сирийской Латании.

Получивший свое имя в честь политического советского деятеля Андрея Александровича Жданова транспорт впервые законсервирован весной 1960-го, этот период продолжается до февраля 1965-го. В это время судно по-прежнему находится в порту своей приписки, принадлежит к числу резервных. С начала марта транспорт расконсервируют и вводят в число кораблей, постоянно готовых к эксплуатации в условиях боя. В октябре этого же года начинается плавание из базы приписки в Севастополь. Маршрут пролегает вокруг европейских держав. Судно перемещается под командованием Максимова. В декабре этого же года на «Севморзаводе» начинают ремонтные работы, по итогам которых корабль усовершенствуется новейшими технологиями.

Новые дни и новые вехи

В один из холодных ноябрьских дней 1970 года экипаж крейсера «Жданов» имел честь приветствовать на своей территории представителей МСП, ГУК, Главштаба ВФ. Также судно почтил своим вниманием Горшков, в тот момент занимавший должность главнокомандующего. В мае следующего года начинаются испытания, которые судно успешно проходит к сентябрю того же года, и уже с октября решено перейти к государственным испытаниям. 27 ноября оформляют акт приемки, с конца года меняют класс и статус транспорта. С этого момента экипаж находится под управлением Проскурякова, его заместителем по политической работе выступает Корников, а старпомом взят Шакун. Полностью переоборудование заканчивается к началу последнего месяца 1971-го. С этого момента транспорт имеет самую современную спутниковую систему навигации и технологии для получения и обработки огромного объема сведений.

В середине января следующего года транспорт повторно посещают высшие чины ВМФ. Осмотр проходит под контролем начальника Главштаба Сергеева. С апреля этого года судно переходит в состав 150-й бригады крупных судов, оснащенных ракетами. В августе корабль перемещается в североморскую базу. Первый осенний месяц отмечен участием в КШУ по теме обеспечения связью. После завершения учений крейсер становится местом организации совещания. Событие проходит под контролем Горшкова и объединяет все высшие чины державной флотилии. Месяц спустя корабль выходит из порта нахождения, сопровождаемый несколькими суднами, включая подводные лодки. Транспорт имеет все необходимое для преодоления оборонных рубежей в Гибралтаре и вблизи Фарерских островов Исландии. Судна отправляются служить в Средиземное море. В один из дней на море разразился сильный шторм, что стало причиной перегрузки офицера представительского комплекта на эсминец, направлявшийся в Конакри. Уникальность события в том, что проводилась кильватерная операция без остановки хода транспорта. Согласно официальным сводкам, в этот момент ветер дул со скоростью до 35 м/с, волны оценивались в семь баллов. Переходом командовал Капитанец.

крейсер жданов вооружение

История продолжается

В ноябре 1972-го крейсер «Жданов» принял штат пятой военно-морской союзной эскадры, которая в тот момент управлялась Волобуевым. Персонал перешел на судно с плавучей базы «Виктор Котельников». Впоследствии штаб снова был передан на базу, и уже ко второму декабря крейсер вернулся в Севастополь, где с середины января начались ремонтные работы. 25-го числа того же года отпраздновали двадцатилетие с момента первого подъема флага на корабле. Событие отметили выпуском памятной медали. Ремонтные работы закончили к третьему февраля, и пятого марта судно снова вышло в свободные волны, направившись в Атлантику. Были организованы боевые учения и тренировочные работы с участием авиации и привлечением других мореплавательных средств. Частично учения проходили в исключительно сложных условиях североатлантических штормов.

Очередной раз в боевой путь крейсер «Жданов» отправился 16 мая. Это плавание длилось до девятого августа. Около сотни матросов и несколько старшин подпали под специально изданный представителями Минобороны приказ, в соответствии с которыми вынуждены были служить на три месяца больше изначально положенного срока. Спустя три дня после начала этого плавания на борт судна взошло управление пятой эскадры. В последний майский день штаб перешел на корабль «Грозный», «Жданову» же было приказано следовать в Атлантику для обеспечения Брежнева связью – в этот момент генсек должен был лететь в Нью-Йорк, на Кубу, после чего – во Францию. Политическая обстановка изменилась, что потребовало от судна преодолеть 1240 миль в сторону Фарер. Средняя скорость в этот период достигала 26 узлов. Обратный путь правительственные чины держали через Париж, что потребовало нового траверса, уже в сторону Азорских островов.

Даты и числа: события в истории

Как известно из бортового журнала крейсера «Жданов», в первый июльский день 1973-го мичман Никитин вынужден был в водолазном костюме погрузиться в атлантические воды в момент траверса Гибралтара. Причиной была необходимость срочно очистить винты, вокруг которых замотались три троса, упущенные в момент дозаправки от танкера. После завершения операции корабль лег на курс в Средиземное море, дабы обеспечивать штабные нужды. В 27 числах того же месяца судно зашло в египетский порт. Корабль был в полной боевой готовности из-за приближения арабо-израильских военных сил. Операция приводилась под контролем капитана Проскурякова. В сентябре того же года крейсер становится участником парада, посвященного тридцатилетию освобождения Новороссийска. В рамках этого празднования населенный пункт получает статус города-героя.

С конца октября до второй половины декабря крейсер «Жданов» находится в новороссийских доках. В мае и июне следующего года он становится объектом интереса Горшкова, главнокомандующий лично посещает судно. 27-го числа кораблю предстоит новый выход в плавание. На пять месяцев судно берет штаб, обеспечивает начальствующий персонал всеми видами связи. Особенно важными его функции предоставляются в свете происходивших в тот момент на Кипре событий – вторжения турецких войск и военного переворота. В последний день августа судно заходит в египетский порт города Александрии, где остается на шесть дней. Штаб находится под управлением Акимова, крейсером командует Проскуряков.

крейсер жданов экипаж

Боевые задачи и праздники

В последний месяц 1974 года судно приплывает в Севастополь, направляется на завод, где специалисты исследуют его состояние. Крейсер «Жданов» получает первое место среди всех плавучих транспортных средств, имеющихся в распоряжении 150-й ОБ. С конца марта 1975-го корабль выполняет боевые задачи, а с 10 апреля принимает участие в учебной программе. Основным сложным маневром учений становится стрельба из арторудий крупнейшего калибра в условиях ночной темноты сквозь строй своих кораблей. В мае того же года судно принимает участие в визите в югославский Сплит в сопровождении кораблей «Скорый», «Сдержанный». В июле того же года крейсер плывет в Тулон, сопровождаемый «Красным Крымом». 27 июля в честь Дня ВМФ в Севастополе «Жданова» назначают хозяином праздника, на судне принимают кубанское представительство партии и правительства.

В августе 1975-го крейсер принимает в гости пионерлагеря. Детям проводят экскурсии по судну. Проходит немного времени, и с середины мая 1976-го корабль снова отправляется на боевую службу в Средиземное море. С 13 по 17 июля он находится в Тартусе, сирийском порте, куда наносит деловой визит. С 23 числа запланирована и реализована встреча с кораблем «Киев». В августе в срочном режиме организована переброска судна в область конфликта подлодки «Красногвардеец» и американского судна USS FF-1047 Voge. Лодка, охраняемая крейсером и судном «Смелый», перемещается в Китару, где получает необходимую помощь.

Жизнь, работа и служба

В 1977-м «Жданов» принимает представителей УССР, депутатов ВС СССР. Осенью того же года начинается средний ремонт, в ходе которого транспорт получает новейшие навигационные системы. С 1981-го причисляется в число судов, которые постоянно должны быть в состоянии боевой готовности. В начале 1982-го крейсеру доводится служить в Средиземном море. Именно тогда корабль одновременно является и связистом, и ударником. В частности, экипаж вынужден следить за перемещениями авианосца «Нимитц». Летом 1982-го на «Жданова» возлагается ответственность за обеспечение Сирии ПВО. В январе 1983-го на родине судна выпускают новый памятный знак, посвященный тридцатилетию крейсера. В апреле того же года свой пост покидает Шакун, восемь лет выступавший командиром судна. Его должность занимает Рыженко.

крейсер жданов порт приписки

В 1984-м корабль снова служит в Средиземном море, заходит в Триполи с деловым визитом, участвует в боевых учениях. Последний раз в боевых условиях судно побывает в мае 1985-го. Служба длится до предпоследнего сентябрьского дня того же года. К тридцатипятилетию корабля в 1988-м выпускают памятный знак, а годом позже корабль лишается своего имени. Последний свой путь он совершает 27 ноября 1991 года. Своим ходом судно передвигаться не могло, на слом было транспортировано буксиром «Шахтер».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.