В настоящее время под издательской деятельностью следует понимать производственно-хозяйственную и организационно-творческую деятельность лиц, являющихся издателями, по выпуску электронной, печатной продукции. В статье рассмотрим все аспекты данного вопроса.
Понятие издательского дела
Издательская деятельность – это, во-первых, экономическая деятельность, отрасль хозяйства, которая специализируется на предварительной подготовке, формировании, издании (другими словами, выпуске определенным тиражом) и массовом распространении сведений. Причем информация может быть в музыкальной, печатной и иных формах. Лицо, занимающееся издательским делом, именуется издателем. Информационно-издательская деятельность с начала своего развития была тесно связана с печатанием и дальнейшим распространением книг, брошюр, журналов, буклетов, газет, визиток, художественных альбомов, открыток, нотных сборников и так далее.
Современность
После того как появился и получил распространение Интернет и цифровые системы информации, масштабы рассматриваемого вида деятельности существенно расширились. Сегодня издательское дело включает различные электронные ресурсы. Среди них электронные книги, электронные издания периодического характера, всевозможные блоги, веб-сайты, справочные системы, представленные на электронных носителях информации, видео- и аудиодиски, компьютерные игры, кассеты.
Традиционная издательская деятельность заключается в поиске авторов и рукописей, приобретении прав автора, подготовке материала к печати (иными словами, комплекс мероприятий, включающий редактуру, корректуру и верстку), печати (или представлении в электронном виде), а также в маркетинге и выполнении функции по распространению. С практической точки зрения издательское дело может состоять лишь во взаимодействии автора и типографии.
Посредничество
Целесообразным будет более подробно рассмотреть вопрос взаимодействия автора и типографии в издательской деятельности. Фактически издательства – это своеобразные посредники между изначальными собственниками прав автора (другими словами, авторами) и потребителями издательского продукта. Работа издательской структуры заключается в формировании прогнозов спроса на произведения, приобретении авторских прав на них, воспроизводстве произведения в необходимой форме (в электронном виде или на материальном носителе), передаче носителя в каналы распространения посредством дистрибьюторских структур, торговых точек и так далее.
ОКВЭД: издательская деятельность
Издательское дело в ОКВЭД определяется кодом 58. В соответствии с пунктом 58.1 – выпуск книг, периодических изданий и иные виды издательского дела – рассматриваемая группа включает в себя издание:
- Книг, газет, журналов и других изданий периодического характера.
- Рекламных бюллетеней, энциклопедий, словарей, карт, атласов и всевозможных таблиц.
- Каталогов, справочников и перечней рассылки.
- Фотографий, открыток, гравюр, эмблем, плакатов, брошюр.
- Репродукций авторских произведений (данные издания обладают творческим интеллектуальным потенциалом, который вложен в них процессе создания; как правило, они защищены авторским правом).
Что же еще входит в издательское дело?
В соответствии с данными ОКВЭД издательская деятельность библиотек, организаций и иных структур также включает:
- Организацию воспроизведения информационного продукта (содержания) среди неограниченного количества лиц посредством участия или организации воспроизведения или распространения материала в разных формах. Сюда следует отнести и приобретение авторских прав.
- Формы издательского дела, которые возможны в настоящее время. Среди них электронная, звуковая, печатная, издательская деятельность организации или другой структуры в сети Интернет, которая используется именно для коммуникации и распространения, поиска информации. Однако сюда не входит выпуск кинофильмов.
- Производство мастер-копий (другими словами, оригинальных матриц) или звуковой информации для записи.
- Полиграфию и печать продукции.
- Массовое воспроизводство, иными словами, копирование сведений с записанных носителей.
Виды издательской деятельности
Далее целесообразным будет рассмотреть разновидности изданий. По целевому назначению они классифицируются в соответствии со следующими категориями:
- Официальные издания. Они публикуются исключительно от имени государственных учреждений, органов или ведомств, а также общественных сообществ, организаций. Стоит отметить, что официальные издания содержат материалы директивного или нормативного характера, например, указы или законы.
- Научные издания. Данный вид содержит результаты экспериментов или теоретических исследований, а также историческую документацию и памятники культуры, научно подготовленные к тому, чтобы считать их опубликованными.
- Научно-популярные издания. Данная разновидность содержит информацию об экспериментах или теоретических исследованиях в сфере техники, культуры, науки. Как правило, информация в этом случае излагается в форме, доступной обычному читателю, который не является специалистом в той или иной области.
Какие еще виды издательского дела существуют?
Помимо представленных выше, на сегодняшний день существуют следующие разновидности изданий:
- Литературно-художественные. Обычно данный вид изданий содержит одно или несколько произведений художественной литературы.
- Производственно-практические нормативного типа. Здесь речь идет об официальном издании, которое содержит требования, нормативы и правила в различных областях деятельности, связанной с производством.
- Производственно-практические издания стандартного типа. Как правило, данная разновидность содержит технологическую, техническую или производственную информацию. Зачастую она включает и сведения из других сфер общественной практики. Данные издания рассчитаны главным образом на специалистов, имеющих различную квалификацию.
- Учебные. Этот вид характеризуется содержанием систематизированной информации прикладной или научной направленности, которая изложена в форме, удобной для преподавания и изучения.
- Массово-политические издания. Обычно они содержат произведения на общественные или политические темы, предназначенные для прочтения достаточно широким кругом читателей.
- Рекламные издания. Данная разновидность содержит информацию об услугах, товарной продукции или мероприятиях, изложенную в форме, привлекающей внимание общества. Основной целью здесь является формирование спроса.
Как выяснилось, сегодня издательское дело хорошо развито. Функции, ему соответствующие, выполняются успешно и четко, что влечет за собой еще больший интерес к сфере со стороны разных общественных групп.