Урок является основной единицей в учебно-воспитательном процессе. Это организованная форма обучения, при которой педагог в течение четко установленного времени осуществляет руководство познавательной и иной деятельностью коллектива. При этом учитываются особенности каждого ученика. Используются методы и средства работы, которые создают благоприятные условия для овладения учениками основ изучаемого предмета. Весь этот процесс именуется психологическим анализом урока. В нашем материале будет подробно рассказано про эту процедуру.
Урок как единица учебного процесса
Начать психологический анализ урока следует с предоставления определения данной формы обучения. Уроком называют одну из форм учебно-воспитательного процесса, при которой учитель в течение определенного количества времени руководит деятельностью своих учеников с целью познания ими определенной информации. Каждый урок складывается из определенных элементов - этапов и звеньев. Все они характеризуются различными видами учительской и ученической деятельности. Имеющиеся элементы могут выступать в разных сочетаниях, определяя структуру урока. Она может быть простой и сложной, что зависит от содержания учебного материала, от целей урока, возрастных особенностей учеников и особенностей класса.
Психологический анализ урока предполагает выделение основных признаков данной формы образовательного процесса. Здесь следует отметить:
- Наличие постоянной группы учащихся.
- Деятельность учеников с учетом характерных особенностей каждого из них.
- Овладение основами изучаемого материала.
Необходимо проводить своевременный психологический анализ уроков в целях повышения их качества и эффективности. Урок еще долгое время будет оставаться единственной и незаменимой единицей обучения. На данный момент это самая удобная форма образовательного процесса.
Виды уроков
Следующий этап психологического анализа урока заключается в формировании классификации форм образовательного процесса. Общепринятой системы нет по сей день. Объясняется это целым рядом обстоятельств. Одним из них является многосторонность и сложность отношений между учеником и учителем. Наиболее распространенной считается классификация, предложенная Борисом Петровичем Есиповым, советским доктором педагогических наук. Он выделяет:
- Уроки смешанного (комбинированного) типа.
- Ознакомительные уроки, имеющие своей целью накопление первоначальных фактов и представлений о конкретных явлениях, осмысление и усвоение обобщений.
- Контрольно-закрепительные уроки, необходимые для повторения материала.
- Занятия, на которых у учащихся вырабатываются навыки и закрепляются полученные знания.
- Уроки проверочно-контрольные.
Психологический анализ урока в начальной школе показал, что основной акцент ставится на принцип концентрирования. Он предполагает поэтапное изучение материала с регулярным повторением пройденной информации. Дети в начальной школе должны сочетать первичные знания с уже изученными. Это даст необходимый закрепительный эффект. Уроки, построенные на принципе концентрирования, чаще всего носят комбинированный характер. В рамках академического часа могут быть соединены лекционные материалы, закрепление изученного, контрольные и самостоятельные работы.
Ознакомительные уроки предполагают изучение нового, неизвестного ранее материала. Исследование может проводиться как под руководством учителя, так и в форме самостоятельной работы. В конце занятия дается задание на повторение изученных сведений.
Закрепительные уроки предполагают осмысление ранее изученных знаний с целью прочного их усвоения. Учащиеся углубляют свои представления о той или иной сфере путем выполнения домашних, творческих, письменных или устных упражнений.
Последний тип урока именуется проверочно-контрольным. Учитель оценивает степень изученности предоставленной информации.
Таким образом, психологический анализ урока в школе возможно применять сразу к нескольким формам образовательного процесса. Далее следует рассмотреть структуру школьного занятия.
Структура урока
Школьное занятие состоит из нескольких этапов, поэтому его можно представить в виде схемы. Психологический анализ урока предполагает характеристику десяти основных его этапов.
Первый связан с организацией начала занятия. Происходит подготовка учащихся к работе на занятии: это приветствие, проверка готовности к проведению занятия, быстрое включение в деловой ритм и т.д. Первый этап требует от преподавателя таких качеств, как требовательность, доброжелательность, собранность, организованность. Также требуется проверить готовность оборудования к проведению занятия и т.д.
Второй этап связан с проверкой домашнего задания. Должна быть установлена точность и осознанность выполнения работы всеми или большинством учащихся. Обнаруженные пробелы должны быть устранены, а недостатки в знаниях ликвидированы. Должна быть расчищена почва для дальнейшей работы учителя. Психологический анализ урока показывает, что второй этап является одним из важнейших за весь урок. По качеству выполнения учениками домашнего задания учитель может оценить результаты своей работы.
На третьей стадии происходит активная подготовка к дальнейшей деятельности учителя и обучаемых лиц. Должны быть актуализированы основные умения и знания, сформированы познавательные мотивы, раскрыты цели и задачи занятия.
На четвертом этапе усваиваются новые знания. Целью педагога является формирование у обучающихся лиц конкретных представлений об изучаемых явлениях, фактах, процессах и связях.
На пятом этапе происходит первичная проверка понимания учениками нового учебного материала.
Шестой этап связан с закреплением знаний путем решения задач и упражнений. Как показывает психологический анализ урока, пример, упражнения и тесты являются наиболее эффективными инструментами для запоминания новой информации.
На седьмом этапе полученные знания подлежат обобщению и систематизации. Вводятся дополнительные понятия, второстепенные связи и прочие учебные элементы, которые помогут сформировать представление по изученной теме.
Восьмой этап предполагает самопроверку знаний. Здесь выявляются недостатки в изучении материала и причины этих недостатков. Поиск определенных проблем будет стимулировать учеников к проверке полноты, осознанности и прочности имеющихся навыков и умений.
На девятом этапе происходит подведение итогов занятия. Учителем выстраивается краткая схема психологического анализа урока. Он дает характеристику работе класса, направляет детей на дальнейшее развитие, оценивает успешность в достижении определенных целей.
На десятом (заключительном) этапе учитель дает информацию о домашнем задании, а также краткий инструктаж по его выполнению.
Классификация уроков по видам и выявление наиболее полной структуры классического урока входят в психологический анализ урока. В деятельности учителя подобного рода анализ также занимает особое место. Педагог способен самостоятельно давать характеристику сконструированной единице образовательного процесса.
Цели урока
Какие цели ставит перед собой педагогический работник, формируя очередное учебное занятие? Это образовательные, воспитательные и развивающие задачи. В группу образовательных целей входят следующие моменты:
- Формирование специальных знаний и умений по предмету.
- Обеспечение в ходе урока информацией о понятиях, законах, теории и научных фактах.
- Формирование у учеников навыков и умений.
- Восполнение пробелов в знаниях, специальных и общенаучных умениях и навыках.
- Обеспечение контроля усвоения знаний и умений.
- Обучение школьников самостоятельному пониманию сущности изучаемого материала.
- Формирование навыков учебного труда, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального трудового режима и т.д.
В группу воспитательных целей входят следующего рода критерии:
- Влияние на профессиональное самоопределение.
- Содействие трудовому воспитанию обучающихся лиц.
- Военно-патриотическое воспитание.
- Эстетическое восприятие.
- Привитие нравственных и гуманистических идеалов и принципов.
- Воспитание ответственности за итоги учебного труда, осознание его значимости, соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических служебных условий.
- Требование от учеников усидчивости, аккуратности, настойчивости, умению преодолевать трудности и т.д.
В группу развивающих целей входит развитие мотивационных качеств учащихся, создание ситуаций занимательности, радости, удивления, ведения дискуссий и многого другого. Здесь же следует выделить умение логически рассуждать, кратко и четко излагать свои мысли. Особое значение имеет развитие познавательного интереса, формирование альтернативного мышления, умение отделять главное от второстепенного, оценивание событий и многое другое.
План психологического анализа урока составляется с опорой на обозначенные цели. Следует разобраться в том, какие именно задачи должны стоять перед учениками.
Процедура психологического анализа
Одним из способов объективации учительской работы является психологический анализ урока. В деятельности педагога этот процесс достаточно важен. Анализ позволяет посмотреть на школьное занятие со стороны, выделить его достоинства и недостатки, проанализировать основные направления оптимизации урочной сферы. Характеристике уроков посвящено достаточно большое количество исследований и методических работ. Учеными подчеркивается многогранность анализа урока, важность учета преподавателем всех сторон педагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и деятельности.
Психологический анализ состоит из нескольких этапов. Первые четыре стадии уже были представлены выше. Это характеристика понятия, выявление основных видов урока, формирование структуры и обозначение целей. Рассмотрев школьное занятие со всех сторон и предоставив характеристику основных его элементов, следует уделить внимание основным его психологическим подходам.
Предмет психологического анализа многогранен. Это психологические черты личности самого учителя, закономерности процесса обучения, специфика учебного процесса, аналитические способности обучающихся, их умения и многое другое.
Все аналитические процедуры проводятся сторонними специалистами в области педагогики, либо самими учителями. Составляется специальный бланк психологического анализа урока, который в разных школах может быть неодинаковым. Бланк оформляется в виде небольшого документа, в котором указываются цели и результаты проведенной процедуры.
Нормами ФГОС была разработана форма заполнения проведенного самоанализа урока в начальной школе. В "шапке" документа указывается класс, тема урока, цели и задачи занятия, а также связь урока с предыдущими и будущими занятиями. Далее выстраивается таблица уровней знаний учащихся. Здесь следует выделить высокий, достаточный, средний, удовлетворительный и низкий уровень. Рядом находится таблица с данными о мотивации: низкой и высокой. Последний столбец направлен на контроль и оценивание качества знаний и навыков. Указываются основные этапы занятия, методы и виды контроля, функции контроля и процедура оценивания знаний.
Далее будет рассказано про основные примеры психологического анализа урока.
Формы анализа
Согласно С.Л. Рубинштейну, анализ школьного занятия являет собой мысленное расчленение явления, предмета или ситуации и поиск составляющих его частей, элементов, моментов и сторон. Формы аналитической процедуры достаточно многообразны. Распространенным примером психологического анализа урока в начальной школе является восстановление расчлененного в целое. Учитель видит конкретные элементы, формирует между ними связи, после чего выстраивает целостную систему с множеством различных явлений и этапов.
Основными "компонентами" урока являются сами ученики и педагог. Оба этих элемента взаимосвязаны и взаимозависимы. Психологический анализ можно представить в форме анализа через синтез. По мере раскрывания человеком системы связей и отношений, в которых находится анализируемый объект, он начинает замечать, анализировать и открывать новые, еще неизведанные признаки этого объекта. Есть также форма анализа через синтез. Она отражает все многообразие связей между урочными компонентами, то есть способствует более глубокому познанию учителем наиболее сложных психологических моментов обучения.
Целью психологического анализа урока является выявление основных недостатков в работе педагога и дальнейшая работа над их исправлением.
Объекты психологического анализа
Педагогическая рефлексия имеет своими объектами мотивы деятельности учителей. Наряду с позитивными мотивами, имеющими социально-значимый характер, следует также выделить мотивы, связанные с влиянием внешних обстоятельств. Так, если позитивные мотивы представляют собой понимание общественной значимости своего труда, желание работать с людьми и т.д., то внешние мотивы связаны с интересом к профессии, возможностью заниматься любимым предметом и работой.
Объектом рефлексии может также выступать результат педагогической деятельности. По итогу должен быть составлен документальный образец психологического анализа урока. В нем следует указать основные недостатки реализованной работы.
Представляем образец, показывающий, как должен выглядеть анализ урока по русскому языку (в соответствии с ФГОС:
Таким образом, объектами психологического анализа урока являются различные мотивы служебной деятельности педагога, либо результаты проделанной работы. Однако нужно понимать, что объекты выступают в качестве слабых и сильных сторон реализованной деятельности.
Предварительный анализ
Первым уровнем психологического анализа школьного занятия является проведение предварительного разбора. Изначально составляется протокол психологического анализа урока, который содержит в себе три столбца: о предваряющем, текущем и ретроспективном разборе занятия.
На первом уровне ведется анализ этапа подготовки к уроку. У учителя возникает "образ-замысел" будущего занятия, пока еще "безликого", без пространственных и временных границ. Затем педагог приступает к тщательной и всесторонней характеристике всего того, что связано с будущим учебным занятием. Это сбор учебных пособий, формирование программ, набор способов, приемов и методов работы с материалом и т.д. В процессе анализа учитель готовит план или конспект уже конкретного урока, то есть того "образца-исполнителя", который следует реализовать.
При анализе урока учитель должен осмысленно и целенаправленно использовать теоретические наработки из общей, возрастной, педагогической и социальной психологии. Перед учителем встают основные психологические проблемы организации учебной процедуры. Продуктивность и успешность урока во многом будут зависеть от анализа и учета нескольких факторов: чему, кого, кто, и как обучает.
Наиболее распространенная форма бланка психоанализа урока:
Первый фактор являет собой специфику учебного предмета - то есть то, как он выступает в качестве цели и средства процесса обучения. Второй фактор влияет на усвоение знаний. Речь идет о профессиональных особенностях педагога и его индивидуально-психологических чертах. Наконец, третий фактор связан с личностью обучаемого лица, его возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. Влияние этого фактора проявляется во всех психологических компонентах усвоения. Это положительное отношение учеников к предмету, активное осмысление материала, непосредственное ознакомление с информацией при помощи чувств, а также запоминание и сохранение приобретенной и переработанной информации.
Именно от предваряющего этапа зависит весь остальной процесс психологического анализа урока. Организация внимания учащихся, планирование и распределение материала - все это будет связано с предваряющей стадией.
В качестве примера предваряющего анализа можно представить составление поурочного плана, постановку целей и задач.
Текущий анализ
Вторая стадия представляет собой текущий психологический анализ в конкретной педагогической ситуации урока. Примеры и образец психологического анализа урока необходимо рассматривать поэтапно. Педагогом составляется план будущего занятия. Эффективность урока определяется тщательностью подготовки к нему, правильностью и точностью проектирования. Однако не стоит забывать про множество педагогических ситуаций, которые могут возникнуть во время урока. Все они таят в себе достаточное количество неожиданностей. Для успешного разрешения ситуации необходимо соблюдать ряд особых правил. Все они указываются в образце психологического анализа урока с протоколом наблюдения.
Вот что здесь следует выделить:
- Наблюдение за дисциплиной.
- Внимательное изучение ответов учеников.
- Изучение психофизического состояния детей.
- Оценивание уровня подготовленности класса к уроку.
- Сбор информации об особенностях учебной деятельности класса.
- Наблюдение за ходом урока.
- Изучение поведения и речи детей.
- Изучение черт, свойственных только отдельных учащимся: особенности поведения, склонности, интересы, способности и т.д.
- Распределение внимания при наблюдении за несколькими объектами одновременно.
Все эти умения и навыки помогут грамотно организовать текущий психологический анализ урока.
Ретроспективный анализ
Ретроспективный анализ педагогической деятельности представляет собой завершающий этап. Роль этой стадии нельзя недооценивать. Необходимо сопоставить проект, план и замысел школьного занятия с его реализацией. Это позволит учителю сделать определенные выводы о правильности выбранных инструментов и методик профессиональной деятельности.
Необходимо наметить слабые и сильные стороны в своей работе, обозначить пути исправления недостатков и расширения преимущественных методик. Другими словами, ретроспективный анализ позволяет педагогу делать определенные выводы о проведенной работе.
Примером ретроспективного психоанализа является заполнение ведомостей о проведенной работе. В ходе работы с документацией учитель способен сделать некоторые выводы о своей деятельности.
Соединение результатов предваряющего и текущего анализов послужит неким стартом к проведению будущего урока. В следующий раз педагог будет знать свои недостатки, а потому постарается избежать их. Чем объективнее учитель разберет свой урок, тем совершеннее он будет планировать и проводить все последующие занятия. Следует также отметить, что ретроспективный анализ (в отличие от остальных двух этапов) не ограничен временными рамками. Это позволяет узнать больший объем информации и принять правильное решение, в дальнейшем корректируя и проверяя его.
Ретроспективный анализ соотносится с завершающим этапом деятельности педагога. Это наиболее выгодный и оптимальный способ оценивания своего профессионализма.