Политическая модернизация – это неотъемлемый процесс в современной политической жизни многих стран, суть которой состоит в прогрессивном развитии. Существует несколько характерных признаков этого явления, которые присутствуют во всех сферах человеческого общества. Прежде всего, в экономическом плане чертой этого явления является изменение способа производства и укладов хозяйства таким образом, чтобы оно соответствовало современной рыночной системе открытого типа, где господствующую роль играет частный сектор.
Что касается социальной сферы, здесь политическая модернизация проявляется в формировании равновесной социальной стратификации, а также достижении массового потребления путем развития полноценного гражданского социума. В качестве результата социально-политического взаимодействия называют формирование социального общества.
Если рассматривать культурную и духовную области человеческого сознания, здесь признаками модернизации является популяризация грамотности среди населения, распространение либеральных ценностей и множественность гуманитарных направлений в науке. Начинает формироваться тип автономной и свободной личности, у которой может быть множество пристрастий и направлений деятельности, не обусловленных государственными требованиями и общественным мнением.
Политическая модернизация проявляется в виде процесса, основанного на регулярных изменениях, которые начинаются в развитых странах и распространяются на периферийные государства. В структуре обществ, которые становятся участниками этого процесса, существуют определенные институты, выступающие в роли каналов политических и социальных изменений. Среди них называют:
1. Систему формального образования, ориентирующую субъект не на жизнь в местном семейном или этническом коллективе, а на существование в мировой системе.
2. Работа на индустриальных производствах современного типа.
3. Жизнь в городе, соответствующем новейшим стандартам.
Политическая модернизация отображает проблемы, связанные с развитием стран в переходных условиях. В настоящее время этот процесс характеризуется возрастанием способности политической системы приспосабливаться к новым примерам социальных целей и возможностью создавать новые институты, которые призваны будут обеспечить развитие новой общественной системы. Данная ситуация обуславливается как объективными (культурными и экономическими), так и субъективными (возможность руководства осуществить подобные изменения) факторами.
Что касается Российской Федерации, заметим, что политическая система этой страны всегда отличалась определенными особенностями. В частности, основной из них является главенствующая роль государства во всех сферах общественной жизни.
Как отмечают исследователи, политическая модернизация в современной России носит амбивалентный характер: действия государства осуществляются как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. Признаками первой тенденции является расширение внедрения социальных групп в политическую жизнь, ослабление политической элиты и утрата ею легитимности. Что касается второго, обратного направления, оно характеризуется формой осуществления всех модернизирующих процессов. Так, методы действия государственной элиты остаются авторитарными, потому они позволяют принимать решения только в одностороннем порядке. Также прогрессивному развитию препятствует политический режим, где сочетаются признаки демократической и авторитарной власти.
Политическая модернизация в истории имела несколько типов своего развития:
1. Оригинальный, который был свойственен США и странам Западной Европы и отличался переходом к рациональному устройству вследствие внутреннего развития.
2. Вторичный, присущий странам, стремившимся «догнать» более успешные государства путем использования их опыта.