Что такое фирменный стиль? Немного непривычное для слуха сочетание. Так называется визуальный образ конкретной компании, совокупность определенных графических элементов, исполненных в одном стиле. Ими выступает сайт, визитки, фирменная продукция, вывески и даже дизайн офиса. Второе название - корпоративный стиль. Зачем он нужен? Оригинальный дизайн фирменного стиля подчеркивает индивидуальность компании, определяет ее "лицо", выделяет в среде конкурентов. Презентабельный корпоративный стиль - это залог успешности и узнаваемости бренда, высокой степени доверия покупателей и потребителей.
Зачем он нужен?
Все компании, от глобальных до начинающих, так или иначе обеспокоены разработкой дизайна фирменного стиля. Но зачем?
В современной среде трудно представить состоявшуюся компанию без сформированного бренда. Она будет вызывать недоверие у клиентов и покупателей. По той простой причине, что нарушается восприятие.
Приведем простой пример: вам вручили визитку, исполненную в одном стиле. Но дали бланк для заявления совершенно в ином. Выходя на улицу, вы заметили, что вывеска компании исполнена и подавно в третьем стиле. Велики шансы, что вы усомнитесь в серьезности данной фирмы.
К сожалению, до сих пор многие компании не уделяют большого внимания дизайну фирменного стиля. И страдают от последствий: покупатели не запоминают их. Трудно привлечь и новых клиентов визуально. Такие фирмы теряются на фоне своих конкурентов, ярко выражающих собственную индивидуальность.
Не стоит думать, что дизайн собственного стиля - это всегда большие траты. На сегодняшний день доступны и бюджетные, и профессиональные варианты.
Где он может применяться?
Что преображает дизайн фирменного стиля компании? Все точки соприкосновения покупателя или клиента с данной фирмой. От упаковки товара, ручки для заполнения документов, бейджика сотрудника до официального сайта, логотипа, вывесок.
Корпоративный стиль, таким образом, отражается на всем разнообразии носителей информации. И чем их больше (конечно, в разумном количестве), тем лучше:
- Производимые изделия.
- Упаковка.
- Чеки.
- Типографские бланки.
- Реклама.
- Фирменная одежда сотрудников.
- Аксессуары, канцтовары.
- Сувенирная продукция.
- Экстерьер и интерьер офисов и проч.
Главные составляющие
Задача фирменного стиля - сформировать имидж компании. Для ее достижения специалисты разрабатывают следующие элементы:
- Товарный знак.
- Слоган, лозунг.
- Фирменный блок.
- Фирменная цветовая гамма.
- Индивидуальный шрифт компании.
- Иные формирующие корпоративный стиль элементы.
Разберем каждый из компонентов подробнее.
Товарный знак
Иное название - товарная марка. Разработка фирменного стиля начинается именно с нее. Товарному знаку уделяется большое значение, ведь именно он позволяет с первого взгляда отличить вашу продукцию от конкурентской.
Существует несколько распространенных видов товарных марок:
- Словесная. Выражается графически, с использованием специально разработанного оригинального шрифта. Иными словами, логотип, эмблема компании. На сегодняшний день это самый распространенный товарный знак - 80 из 100 компаний для регистрации выбирают именно его.
- Изобразительная - некое графическое изображение, фотография, рисунок. Разработка фирменного стиля тут может включать в себя как создание какого-то качественно нового объекта, так и авторскую переработку известных и привычных всем образов - людей, животных, предметов и проч.
- Объемная. Исполняется в трехмерном измерении. Это может быть оригинальная упаковка, бутылочка, флакон и проч.
- Звуковая. Оригинальная мелодия, по которой будет узнаваться ваша компания при рекламе на радио, телевидении и проч.
- Комбинированная. Сочетание нескольких упомянутых видов товарных марок. Как правило, чаще всего сочетаются графический и словесный варианты.
Слоган
После товарного знака и логотипа следующий важный элемент - это слоган. Яркая, запоминающаяся фраза, которая характеризует основную идею компании. Большое значение уделяется оригинальности, глубине отражения концепции деятельности фирмы. Нередко и слоган, и девиз компании - это один и тот же текст. Его также регистрируют в качестве товарного знака.
Слоган обязательно легко запоминается и воспринимается, отпечатывается в памяти. Звучный и краткий, он будет невольно представлять при упоминании вашу фирму. Но не менее важно, чтобы он гармонировал и с иными элементами корпоративного стиля.
Фирменный блок
Так называется несколько связанных между собой элементов фирменного стиля. Чаще всего это логотип и эмблема. Иногда в фирменный блок включается и официальное название организации, ее реквизиты. Его могут дополнять различные декоративные элементы в эстетических целях.
При этом текст в фирменном блоке обязательно должен быть читабельным, лаконичным. Так как фирменный блок будет переходить с одного носителя информации на другой, важно позаботиться о том, чтобы это происходило без потери качества.
Дизайн логотипа и фирменного стиля обязательно включает в себя разработку данного элемента. Он формируется для деловой документации. С фирменного блока начинаются бланки, визитки, официальные письма, рекламная атрибутика. В зависимости от размеров предмета, используют как мини-, так и полную версию фирменного блока (чтобы не утерять читабельность). Но обе они должны следовать единой концепции.
Цветовая гамма
Тренды дизайна в фирменных стилях постоянно изменяются. Поэтому здесь важно не прогадать с правильным сочетанием оттенков в цветовой гамме. Она должна быть одновременно и яркой, и гармоничной, и приятной глазу.
Фирменный цвет ассоциируется у потребителя именно с вашей компанией. Тут уместным будет воспользоваться советами психологов: конкретный цвет вызывает у человека определенные ощущения, эмоции, воспоминания, чувства. Например, зеленый оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему. Что взяли за основу специалисты, разработавшие дизайн для Сбербанка. В финансовом учреждении посетители нередко нервничают. Зеленое решение для отделений банка действует на них подсознательно успокаивающе.
Специалисты советуют выбирать для корпоративной цветовой гаммы максимум три цвета. Обязательно стоит проверить, как смотрится оттенок на экране компьютера, при выводе на печать. Блеклые, неяркие расцветки не запоминаются потребителем.
Корпоративный шрифт
Еще одна важная особенность дизайна фирменного стиля - это разработка специального шрифта компании. Он используется в деловой документации, на рекламной печатной продукции, в инструкциях к товарам и проч.
Представим самые частые применения фирменного шрифта:
- Для написания собственного логотипа.
- Для оформления сайтов. Тут используются веб-шрифты, которые необходимо оптимизировать для браузера в целях адекватного отражения на сайте.
- Шрифты для печатной продукции. Ими пользуются в типографиях при производстве буклетов, визиток, листовок и проч.
Иные элементы
Мы разобрали понятие фирменного стиля и его основные элементы. Кроме них, компании обращают внимание и на дополнительные константы. Например, разработку корпоративного гимна, каких-то особенных сувениров, определенное оформление офисных помещений.
Нередко прибегают к конкретным схемам верстки, чтобы клиент, еще не прочитав текст, понимал, чья рекламная продукция находится в его руках. Современные фирмы уделяют внимание и созданию собственной истории, легенды.
Еще одно модное популярное течение в разработке фирменного стиля - создание талисманов, героев компании. Это какой-либо образ животного, человека, мифического существа, мультяшный персонаж. Его присутствие делает узнаваемым массовые корпоративные мероприятия, позволяет эффективно взаимодействовать с разновозрастной аудиторией.
Процесс разработки
Разработка фирменного стиля - это, конечно, не только работа дизайнеров. Требуются услуги маркетологов, работников типографий, психологов.
Весь процесс работы схематично выглядит так:
- Создание логотипа. Именно данный элемент задает стиль и цветовую гамму для всех остальных. Шрифты и оттенки, которые тут используются, применяются и в иных компонентах фирменного стиля.
- Печать визиток. Сегодня сложно представить успешную компанию без собственных визиток. Они должны быть исполнены в корпоративном стиле, а представленный текст быть информативным, но при этом лаконичным. Обычно используются два вида визиток. Корпоративные - не персонализованные. Используются на выставочных стендах, отправляются клиентам по электронной почте. Тут указана информация о компании, важные контактные данные. Другая разновидность - деловые. Они выпускаются на каждого сотрудника. Там указаны его фамилия, имя и отчество, контактные данные, должность.
- Фирменные бланки. Этот компонент корпоративного стиля подчеркивает статус компании. Создается для договоров, прайс-листов, коммерческих предложений. Может использоваться как единый стиль, так и различные модификации для конкретного случая.
- Папки и конверты. Именно эта привычная продукция создает первое впечатление о компании. Разрабатываются как для деловой, так и для рекламной переписки. Что касается папки, это первичный носитель информации о компании. Поэтому при разработке ее дизайна уделяется большое внимание информативности и функциональности продукции.
Помощь онлайн-сервисов
Не каждая начинающая фирма может выделить достаточно средств на работу команды специалистов для создания собственного корпоративного стиля. Стоимость качественных услуг в этой сфере достаточно высокая.
Чтобы не заниматься ненужной самодеятельностью, можно обратиться к онлайн-сервисам, где создание собственного стиля выходит более бюджетным:
- "Логастер". Возможно сконструировать собственный логотип, макет визитной карточки, фирменного бланка, конверта, фавикона для сайта. Сервис предлагает несколько готовых шаблонов - на "Логастере" их представлено немало.
- Tailor. Англоязычный вариант "Логастера". На сервисе возможно приобрести готовые макеты для создания фирменного стиля: логотипа, фирменного бланка, визитной карточки, картинок для баннеров, эмблем для соцсетей, презентации компании в PowerPoint, а также брендбук.
- Designmantic.
- Logomak.
Разработка дизайна собственного корпоративного стиля в условиях современности требуется каждой компании, намеренной успешно развиваться. Это создание логотипа, собственного шрифта, подбор своей цветовой гаммы, выработка макета визиток и фирменных бланков. Можно воспользоваться услугами профессионалов, а можно обратиться к онлайн-сервисам, предлагающим готовые шаблоны.