Нефтяной кризис 1973 года: причины и последствия

Причины и последствия нефтяного кризиса 1973 года до сих пор вызывают горячие споры среди историков. Известно наверняка лишь то, что этот кризис очень сильно ударил по автомобильной промышленности западных стран. Особенно сильно нефтяной кризис 1973 года затронул Америку.

К концу эмбарго в марте 1974 года цена на нефть выросла с 3 дол. США за баррель до почти 12 дол. США в глобальном масштабе. Цены в США были значительно выше. Эмбарго вызвало нефтяной кризис или «шок» со многими краткосрочными и долгосрочными последствиями для глобальной политики и мировой экономики. Позднее он был назван «первым нефтяным шоком», после которого был нефтяной кризис 1979 года, названный «вторым нефтяным шоком».

Америка во время кризиса.

Как это было

К 1969 году американский внутренний выпуск нефти не мог идти в ногу с ростом спроса. В 1925 году на нефть приходилась одна пятая американского потребления энергии. К тому времени, когда началась Вторая мировая война, треть потребностей в энергии в Америке удовлетворялась нефтью. Она начала заменять уголь в качестве предпочтительного источника топлива - он использовался для обогрева домов и производства электроэнергии, и это было единственное топливо, которое можно было бы использовать для воздушного транспорта. В 1920 году на американские нефтяные месторождения приходилось почти две трети мировой добычи нефти. В 1945 году производство в США увеличилось почти до двух третей. США смогли самостоятельно удовлетворить свои собственные энергетические потребности в течение десятилетия между 1945 и 1955 годами, но к концу 1950-х годов импортировали 350 миллионов баррелей в год, в основном из Венесуэлы и Канады. В 1973 году производство в США сократилось до 16,5 % от общего объема. Это было одно из последствий нефтяного кризиса 1973 года.

Нефтяное противостояние

Расходы на добычу нефти на Ближнем Востоке были достаточно низкими, чтобы компании могли получать прибыль, несмотря на пошлины США на импорт нефти. Это повредило отечественным производителям в таких местах как Техас и Оклахома. Они продавали нефть по тарифным ценам, и теперь им пришлось конкурировать с дешевой нефтью из региона Персидского залива. Первыми американскими фирмами, использующими низкие издержки производства на Ближнем Востоке, были Getty, Standard Oil of Indiana, Continental Oil и Atlantic Richfield. В 1959 году Эйзенхауэр сказал: «Пока нефть Ближнего Востока остается такой же дешевой, как это есть, мы, вероятно, мало что можем сделать, чтобы уменьшить зависимость Западной Европы от Ближнего Востока». Все это позже приведет к нефтяному кризису 1973 года.

В конце концов, по просьбе независимых американских производителей Дуайт Д. Эйзенхауэр ввел квоты на иностранную нефть, которые оставались на уровне между 1959 и 1973 годами. Критики называли это политикой «истощения Америки прежде всего». Некоторые ученые полагают, что политика способствовала сокращению добычи нефти в США в начале 1970-х годов. В то время, как производство нефти в США сократилось, внутренний спрос увеличивался, что привело к инфляции и неуклонно растущему индексу потребительских цен в период между 1964 и 1970 годами.

Американские машины.

Другие последствия

Нефтяному кризису 1973 года предшествовало множество событий. Сальдо торгового баланса США сократилось с 4 млн. баррелей в сутки до 1 млн. баррелей в сутки в период между 1963 и 1970 годами, что увеличило зависимость США от импорта иностранной нефти. Когда Ричард Никсон занял свой пост в 1969 году, он поручил Джорджу Шульцу возглавить комитет по пересмотру программы квот Эйзенхауэра - комитет Шульца рекомендовал отменить квоты и заменить их пошлинами, но Никсон решил сохранить квоты из-за активной политической оппозиции. В 1971 году Никсон установил предельный уровень цен на нефть, так как спрос на нефть увеличивался, а производство сокращалось, что увеличивало зависимость от импорта иностранной нефти, поскольку потребление было подкреплено низкими ценами. В 1973 году Никсон объявил о конце системы квот. В период с 1970 по 1973 год импорт сырой нефти в США почти удвоился, достигнув 6,2 млн. баррелей в день в 1973 году.

Продолжение эмбарго

Эмбарго продолжалось с октября 1973 года по март 1974 года. Поскольку израильские силы не вышли на линию перемирия 1949 года, большинство ученых считают, что эмбарго было провальным. Рой Ликлидер в своих книгах «Политическая держава» и «Арабское нефтяное оружие» за 1988 год пришел к выводу, что это был провал, поскольку страны, на которые это было нацелено, не изменили свою политику в отношении арабо-израильского конфликта. Ликлидер полагал, что любые долгосрочные изменения были вызваны увеличением ОПЕК по размещенной цене на нефть, а не эмбарго на ОАЭП. С другой стороны, Даниэль Ергин сказал, что эмбарго «переделает международную экономику».

Дефицит бензина.

Тяжелые последствия

В долгосрочной перспективе нефтяное эмбарго изменило характер политики на Западе в направлении расширения исследований, исследований альтернативной энергетики, энергосбережения и более ограничительной денежно-кредитной политики для лучшей борьбы с инфляцией. Финансисты и экономические аналитики были единственными, кто на самом деле понимал систему нефтяного кризиса 1973 года.

Это повышение цен оказало существенное влияние на страны, экспортирующие нефть, на страны Ближнего Востока, на которых в течение длительного времени доминировали промышленные державы, которые, как считается, взяли под свой контроль жизненно важный товар. Страны-экспортеры нефти начали накапливать огромное богатство.

Роль благотворительности и угроза исламизма

Некоторые из доходов были распределены в форме помощи другим слаборазвитым странам, экономика которых была затронута более высокими ценами на нефть и более низкими ценами на собственные экспортные товары на фоне сокращения спроса на Запад. Многое пошло на закупки оружия, которые усугубляли политическую напряженность, особенно на Ближнем Востоке. В последующие десятилетия Саудовская Аравия потратила более 100 миллиардов долларов на то, чтобы помочь распространить фундаменталистскую интерпретацию Ислама, известного как ваххабизм во всем мире, действуя через религиозные благотворительные организации, такие как Фонд Аль-Харамэйн, который часто также распределял средства для насильственных суннитских экстремистских групп, таких как «Аль-Каида» и «Талибан».

Незаправленные машины.

Удар по автопромышленности

Увеличение импортных автомобилей в Северной Америке вынудило General Motors, Ford и Chrysler ввести более мелкие и экономичные модели для внутренних продаж. У Dodge Omni/Plymouth Horizon от Chrysler, Ford Fiesta и Chevrolet Chevette были четырехцилиндровые двигатели, и были предназначены они для, по крайней мере, четырех пассажиров к концу 1970-х годов. К 1985 году средний американский автомобиль переместился на 17,4 миль за галлон, по сравнению с 13,5 в 1970 году. Улучшения остались, хотя цена на баррель нефти оставалась постоянной на уровне 12 долларов США с 1974 по 1979 год. Продажи больших седанов для большинства автомобильных брендов (за исключением продуктов Chrysler) восстановились в течение двух модельных лет кризиса 1973 года. Cadillac DeVille и Fleetwood, Buick Electra, Oldsmobile 98, Lincoln Continental, Mercury Marquis и ряд других седанов, ориентированных на роскошь, стали популярными снова в середине 1970-х годов. Единственными полноразмерными моделями, которые не восстанавливались, были более низкие ценовые модели, такие как Chevrolet Bel Air и Ford Galaxie 500. Немногие модели, такие как Oldsmobile Cutlass, Chevrolet Monte Carlo, Ford Thunderbird и другие хорошо продавались.

Фотографии времен кризиса.

Экономичный импорт сопровождался большими, дорогими автомобилями. В 1976 году Toyota продала 346 920 автомобилей (средний вес - около 2100 фунтов), а Cadillac продала 309 139 автомобилей (средний вес - около 5000 фунтов).

Революция в автопроме

Федеральные стандарты безопасности, такие как NHTSA Federal Safety 215 (относящиеся к защитным бамперам) и компактные устройства, такие как Mustang I 1974 года, были прелюдией к пересмотру категорий транспортных средств DOT «уменьшением». К 1979 году практически все «полноразмерные» американские автомобили сократились, обзаведясь меньшими двигателями и меньшими внешними размерами. Chrysler завершил производство полноразмерных роскошных седанов в конце 1981 года, перейдя на полноприводную линию авто на весь 1982 год.

Уведомление об отсутствии бензина.

Причины нефтяного кризиса не ограничивались нефтяными эмбарго со стороны США. После Второй мировой войны большинство стран Западной Европы вводило пошлины на импорт моторного топлива, и в результате большинство автомобилей, произведенных в Европе, были меньше и экономичнее, чем их американские аналоги. К концу 1960-х годов рост доходов поддерживал рост размеров автомобилей.

Нефтяной кризис отвернул западноевропейских покупателей от более крупных и менее экономичных автомобилей. Самым заметным результатом этого перехода стал рост популярности компактных хэтчбеков. Единственными заметными маленькими хэтчбеками, построенными в Западной Европе до нефтяного кризиса, были Peugeot 104, Renault 5 и Fiat 127. К концу десятилетия рынок расширился благодаря внедрению Ford Fiesta, Opel Kadett (продается как Vauxhall Astra в Великобритании), Chrysler Sunbeam и Citroën Visa. Похоже, массовый переход населения на компактные автомобили был единственным путем решения нефтяного кризиса 1973 года.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.