Государственная собственность - важнейший институт, от эффективности которого зависит благосостояние граждан. Каковы тенденции развития этой формы собственности в 2024 году?
Правовые основы государственной собственности в РФ
Государственная собственность определяется в Гражданском кодексе РФ:
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Таким образом, существует два вида государственной собственности - федеральная и собственность субъектов РФ. К федеральной относятся, например, космодромы, АЭС, федеральные трассы. К собственности регионов - дороги регионального значения, больницы, школы.
Права собственника от имени государства осуществляют:
- Президент РФ
- Правительство РФ
- Федеральные министерства и ведомства
- Органы власти субъектов РФ
Государственное имущество закрепляется за предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Например, РЖД получает в управление железные дороги и подвижной состав.
Средства бюджета и иное имущество, не закрепленное за организациями, составляют государственную казну. Она формируется на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Разграничение федеральной и региональной собственности осуществляется по критериям значимости объектов и их принадлежности к отраслям экономики федерального уровня.
Таким образом, законодательство четко регулирует правовые основы государственной собственности в РФ. Однако на практике возникает множество проблем с эффективным управлением государственными активами.
Проблемы управления объектами государственной собственности
По данным Росстата, в 2024 году в России насчитывается более 500 тыс. объектов государственной собственности. Из них около 300 тыс. - федеральные объекты, остальные - региональные и муниципальные.
Причины неэффективного управления
Существует ряд причин, препятствующих эффективному управлению объектами госсобственности:
- Несовершенство законодательства
- Отсутствие единой базы данных госактивов
- Недостаток квалифицированных кадров
- Низкая мотивация госслужащих
- Коррупция
Рекомендации по повышению эффективности
Для решения этих проблем можно предложить следующие меры:
- Разработать единую нормативную базу учета и управления госактивами
- Создать цифровые реестры федерального и регионального имущества
- Повысить зарплаты госслужащим, ответственным за управление госсобственностью
- Ужесточить меры по борьбе с коррупцией в этой сфере
Успешные примеры управления госактивами
Есть и положительные примеры эффективного управления крупными объектами госсобственности. К ним относятся:
- Управление госкорпорацией "Росатом"
- Управление нефтегазовыми активами через "Роснефть" и "Газпром"
- Управление РЖД
В этих организациях внедрены современные методы корпоративного управления, прозрачная отчетность, высокие зарплаты топ-менеджмента.
Предложения по совершенствованию законодательства
Для решения проблем в сфере госсобственности необходимо:
- Разработать федеральный закон "Об управлении государственным имуществом в РФ"
- Утвердить единые стандарты учета и оценки госимущества
- Усилить ответственность за неэффективное управление госактивами
Реализация этих мер позволит кардинально улучшить ситуацию с использованием объектов государственной собственности в России.