Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова. Тест на профориентацию: интерпретация результатов

Среди различного инструментария можно выделить дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, определяющий направленность личности в ту или иную сферу деятельности. Процедура проведения диагностики довольно проста. Отвечающему нужно лишь выбрать из двух предложенных вариантов наиболее приемлемый для него. Однако, невзирая на легкость тестирования, полученные результаты в большинстве случаев свидетельствуют о реальных профессиональных склонностях личности.

Методы диагностики профессиональной направленности личности

Пожалуй, одним из самых важных вопросов в жизни человека является вопрос о выборе профессии. Часто молодые люди, руководствуясь экономическими соображениями или романтическими порывами, отдают предпочтение делу, которое в будущем начинает их угнетать и превращается в необходимую обузу. Вследствие этого профессиональные обязанности выполняются формально, а работа не радует.

Диагностика подростков

Однако, как правило, сложившиеся обстоятельства не связаны с индивидуальными наклонностями человека к той или иной сфере деятельности. Во избежание казусов сегодня существуют разнообразные методики психологического тестирования, которые помогают определить те или иные способности личности. Специалист-консультант не только проведет диагностику, но и объяснит клиенту, как выбрать профессию. Тесты, как правило, проходить совсем несложно. Необходимо лишь вдумчиво и правдиво отвечать на предложенные вопросы.

Среди часто используемых методик определения профессиональных наклонностей можно назвать:

  • Опросник «Карта интересов», разработанный А. Е. Голомштоком. Отвечая на вопросы, можно определить сферу возможной будущей деятельности. Тест предназначен и для подростков, и для людей, желающих поменять свою профессию.
  • Методика Л. А. Йовайши, которая помогает определиться с профессиональными наклонностями и пристрастиями.
  • Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда. Согласно данному тесту можно узнать тип личности респондента и соотнести его со сферой деятельности.
  • Одним из часто используемых тестов профориентации является «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО Е. А. Климова). Пожалуй, данная методика – неотъемлемый инструментарий школьных практических психологов и консультантов из служб занятости.

Краткая биография Е. А. Климова – создателя ДДО

Автор предлагаемой методики - российский психолог, психофизиолог, профессор и академик Академии педагогических наук СССР. На протяжении долгого научного пути Евгений Александрович стал автором более 300 монографий и статей на психологическую и педагогическую тематику. В свое время Климов возглавлял журнал «Вестник Московского университета. Психология».

Евгений Александрович Климов

Как методолог-практик Евгений Александрович изучал взаимосвязь профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей человека и взаимозависимость этих двух категорий. Ученый сделал попытку классифицировать профессии с целью дальнейшей профориентации. На основе данных изысканий был разработан «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова. Методика дает возможность четко обозначить сферы профессиональной деятельности человека. Кроме того, при помощи диагностирования происходит соотношение индивидуальных возможностей с будущими трудовыми обязанностями.

Описание теста на профориентацию

ДДО Климова создан, чтобы помочь подростку и взрослому человеку определиться с будущей профессией. Академик выделил пять ведущих сфер человеческой жизнедеятельности, которым соответствуют разные профессии. Е. А. Климов считал, что каждый индивидуум наделен определенным типом мышления, навыками, образом жизни и подсознательными стремлениями. На основе этих данных можно высчитать психотип личности, который расположен к той или иной профессиональной направленности. Один человек с удовольствием будет ухаживать за животными, а другой – разбирать сложные механизмы. Полагаясь на тест на профориентацию ДДО Климова Е. А., можно узнать свой личностный тип и понять свои пристрастия к той или иной сфере деятельности.

Шкалы дифференциально-диагностического опросника

Итак, согласно тесту, выбрать профессию можно по следующим направлениям:

  1. Сфера «человек - природа».
  2. Направленность «человек - техника».
  3. Сфера «человек - знак».
  4. Сфера «человек - художественный образ».
  5. Направленность «человек - человек».

Описание профессий категории «человек - природа»

Данная сфера включает людей, которые любят работать в саду и огороде, выращивать растения и животных, хорошо разбираются в биологических науках. Предмет деятельности для представителей профессий «человек - природа» - это животный и растительный мир, особенности их размножения и условия выращивания. Основные обязанности данных специалистов – изучать условия жизни животных и растений, выращивание и уход за ними, а также осуществлять профилактику заболеваний представителей животно-растительного мира.

Система "Человек-природа"

Как определиться с выбором профессии? Подростку, результаты теста которого показали предрасположенность к сфере «человек - природа», необходимо обладать следующими психологическими особенностями:

  • Высоким уровнем воображения и наглядно-образного мышления.
  • Хорошо развитой интуицией.
  • Терпением и настойчивостью.
  • Готовностью работать в одиночестве, вне коллектива.

Самыми распространенными профессиями, входящими в данную сферу, являются животновод, ветеринар, агроном, биолог, дрессировщик, лесник и т. п.

«Человек - техника» и сопутствующие занятия

Любителям деятельности в физических, химических или математических лабораториях, а также умельцам разбирать сложные механизмы и читать запутанные электросхемы подойдут профессии данной категории. Как свидетельствует дифференциально-диагностический опросник (ДДО Климова Е. А.), объектами труда таких специалистов являются все технические и энергетические предметы. Профессионалы занимаются монтажом и сборкой техустройств, их эксплуатацией, ремонтом, наладкой и другими видами обслуживания.

Система "Человек-техника"

Существуют следующие личностные требования к потенциальным работникам:

  • Высокий уровень технического и творческого мышления.
  • Точная координация движений.
  • Наблюдательность.
  • Высокий уровень слухового, зрительного и кинестетического восприятия.
  • Хорошая переключаемость и концентрация внимания.

К профессиям сферы «человек - техника» относятся слесарь, монтажник, строитель, электрик, водитель сельскохозяйственной техники и т. д.

Система профессий «человек - знак»

Данную сферу могут облюбовать люди, предпочитающие заниматься вычислениями, чертежами, схемами, систематизацией информации, программированием. Предмет деятельности таких специалистов – цифры, формулы, ноты, иностранные языки, а также схемы, чертежи, звуковые сигналы и т. д.

Система "Человек-знак"

Прежде чем пройти тест и выбрать профессию из сферы «человек - знак», необходимо развить такие качества, как:

  • Отличная оперативная и механическая память.
  • Логическое мышление.
  • Терпение.
  • Усидчивость.
  • Высокий уровень переключения и распределения внимания.

Профессии, входящие в данную систему – редактор, корректор, композитор, чертежник, радист, геодезист, звукооператор и т. д.

«Человек - художественный образ»: профессии для одаренных

Как определиться с выбором профессии подростку, обладающему каким-либо талантом? Ведь не всем возможно быть математиками или технологами. Существуют и так называемые артистические натуры, далекие от цифр и чертежей. В дифференциально-диагностическом опроснике - ДДО Е.А. Климова - выделено целое направление для таких людей – группа профессий «человек - художественный образ». Название деятельности говорит само за себя. Сюда входят все специальности, так или иначе соприкасающиеся с искусством. Профессионалы смогут заниматься созданием, проектированием и размножением художественных произведений, изготовлением разнообразных тонких изделий и т. д.

Система "Человек-художественный образ"

Личностными требованиями к специалистам данной области являются:

  • Способности к творчеству, художественной деятельности.
  • Высокий уровень развития зрительного восприятия.
  • Знание психологии человека и механизмов воздействия на его чувства.

Профессии, входящие в данную группу, - это писатель, художник, танцор, ювелир, музыкант, столяр-краснодеревщик, печатник, маляр и т. д.

Какие профессии входят в перечень «человек - человек»

Анкета ДДО Климова Е. А. предполагает и систему специальностей, предметом которых является личность. Профессионалы данной области занимаются воспитанием, обучением, лечением, предоставлением сервисных услуг, информационным обслуживанием, правозащитой и т. д.

Система "Человек-человек"

Люди, которые работают в данной сфере, должны обладать:

  • Коммуникабельностью.
  • Доброжелательностью.
  • Выдержкой.
  • Хорошим самочувствием при общении с окружающими.
  • Самоконтролем эмоциональных состояний.
  • Хорошо развитой речью.
  • Красноречием, умением убеждать.
  • Пунктуальностью и аккуратностью.
  • Знанием психологии людей.

К профессиям системы «человек - человек» относятся работники педагогической, медицинской сфер, продавцы, официанты, полицейские, юристы, экскурсоводы, парикмахеры и т. д.

Как происходит интерпретация результатов ДДО Климова

Дифференциально-диагностический опросник прост как в использовании, так и в обработке результатов. Каждый респондент получает четкую инструкцию выбрать из двух предложенных вариантов наиболее приемлемый для себя. После этого происходит заполнения бланка ДДО Климова Е. А. После процедуры опрашивания все полученные ответы сверяются со специальным ключом, где каждый вариант соответствует определенной сфере профессий. Затем идет подсчет баллов. Обработка ДДО Климова свидетельствует о высокой предрасположенности к определенной группе специальностей, если испытуемый набрал в соответствующей шкале 7-8 баллов. Если же результат 2 и меньше, то о данной профессиональной направленности говорить не приходится.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.