Состояние сомати (санскрит: समाधि, также самапатти или самадхи) - в буддизме, индуизме, джайнизме, сикхизме и йогических школах относится к состоянию высшего медитативного сознания. В йогических и в буддийских традициях это медитативное погружение, транс, достигаемый практикой дхьяны. В древнейших буддийских суттах, на которые полагаются несколько современных западных учителей тхеравады, состояние сомати подразумевает развитие светящегося ума, который является невозмутимым и внимательным по своей природе.
В буддизме
В буддизме это последний из восьми элементов Благородного Восьмеричного Пути. В традиции Аштанга Йоги - восьмая и последняя часть, обозначенная в Йога-сутрах Патанджали.
Согласно Рису Дэвидсу, первое засвидетельствованное использование термина "состояние сомати" в санскритской литературе было в Майтри Упанишаде.
Истоки практики дхьяны, которая завершается самадхи, являются предметом спора. Согласно Бронкхорсту, дхьяна была буддийским изобретением, в то время как Александр Винн утверждает, что она была включена в брахманические практики еще до появления буддизма, например, в традиции никаяс, основание которой приписывается Аларе Каламе и Уддаке Рамапутте. Эти практики были соединены с внимательностью и проницательностью и получили новое толкование. Калупахана также утверждает, что Будда «вернулся к медитативным практикам», которым он научился у Алара Каламы и Уддаки Рамапутты.
Этимология и значение
Термин «самадхи» происходит от корня «сам-дха», что означает «собирать» или «объединять», и поэтому его часто переводят как «концентрация» или «объединение ума». В ранних буддийских текстах состояние сомати также ассоциируется с термином «саматха» - спокойное пребывание. В комментарной традиции самадхи определяется как экаггата, однонаправленность ума (Cittass'ekaggatā).
Буддагоса определяет самадхи как центрирование сознания и сопутствующих сознанию элементов равномерно и справедливо, на одном состоянии, в силу которого сознание и сопутствующие ему явления равномерно фокусируются на едином объекте, не рассеиваясь. Согласно Буддагхосе, в текстах Тхеравады Пали упоминаются четыре вида самадхи:
- Мгновенная концентрация (ханикасамадхи): психическая стабилизация, возникающая во время випассаны.
- Предварительная концентрация (парикаммасамадхи): возникает из первоначальных попыток медитирующего сосредоточиться на объекте медитации.
- Концентрация доступа (упакарасамадхи): Возникает, когда пять препятствий рассеиваются, когда присутствует джхана, и с появлением «двойного знака» (патибхаганимитта).
- Концентрация поглощения (аппанасамадхи): полное погружение ума в медитацию и стабилизацию всех четырех джхан.
Роль
Феномен сомати является последним из восьми элементов Благородного Восьмеричного Пути. Часто его интерпретируют как относящееся к дхьяне, но в традиционных суттах значения понятий "самадхи" и "дхьяна" не совпадают. Самадхи сама по себе является однонаправленной концентрацией, но в дхьяне она используется на начальных этапах, чтобы уступить состоянию невозмутимости и осознанности. Практика дхьяны позволяет сохранять осознанный доступ к чувствам, избегая первичные реакции на чувственные впечатления.
Благородный восьмеричный Путь
Благородный Восьмеричный Путь - это великая традиция самопознания и саморазвития, которая начинается с того, что кто-то хочет покинуть свой "дом", или зону комфорта, и после подготовительных практик начинает работать с дхьяной. Канон Пали описывает восемь прогрессивных состояний дхьяны: четыре медитации формы (рупа джхана) и четыре бесформенные медитации (арупаджаны), хотя в ранних текстах термин дхьяна не используется для четырех бесформенных медитаций, называя их аятаны (размерность, сфера, основание). Девятая форма - Ниродха-Самапатти.
Согласно Бронкхорсту, четыре рупа джханы могут быть оригинальным вкладом Будды в религию Индии. Они сформировали альтернативу болезненным аскетическим практикам джайнов. Арупа джхана была основана на не буддийских аскетических традициях. Согласно Крэнглу, развитие медитативных практик в древней Индии было сложным взаимодействием между ведическими и неведическими традициями.
Взаимосвязь
Основной проблемой в изучении раннего буддизма является связь между дхьяной и медитацией сомати. Буддийская традиция объединила две традиции использования джханы. Существует традиция, которая подчеркивает, что достижение понимания (бодхи, праджня, кеншо) является средством для пробуждения и освобождения (самадхи).
Эта проблема была рассмотрена несколькими известными учеными, в том числе Тильманом Веттером, Йоханнесом Бронкхорстом и Ричардом Гомбрихом. Шмитхаузен отмечает, что упоминание четырех благородных истин, составляющих «освобождающее прозрение», которое достигается после овладения Рупой Джханой, является более поздним дополнением к текстам, таким как "Маджхима Никая". И Шмитхаузен, и Бронкхорст отмечают, что достижение способности проникновения в суть, которая является познавательной деятельностью, не может быть возможным в состоянии, когда вся познавательная деятельность прекратилась. В таких местностях, как Индия и Тибет, сомати и является высшей познавательной способностью.
Характеристика
Согласно Буддагхосе, в его влиятельной работе "Вишуддхимагга", самадхи является «непосредственной причиной» для достижения мудрости. Висуддхимагга описывает 40 различных объектов для концентрации при медитации, которые упоминаются по всему палийскому канону, но явно перечислены в Висуддхимагге, такие как внимательность к дыханию (анапанасати) и любящая доброта (метта).
Несколько западных учителей (Таниссаро Бхиккху, Ли Бразингтон, Ричард Шанкман) проводят различие между «сутана-ориентированной» джханой и «вишуддхимагг-ориентированной» джханой. Таниссаро Бхиккху неоднократно утверждал, что Палийский канон и Вишуддхимагга дают разные описания джхан, считая описание Висуддхимагга неверным. Керен Арбель провела обширные исследования джхан и современной критики комментариев к священным индуистским и буддийским текстам. Основываясь на этом исследовании и на своем собственном опыте старшего учителя медитации, она дает реконструированный отчет об изначальном значении дхьяны. Она утверждает, что дхьяна - это интегрированная практика, описывающая четвертую джхану как «осознанное осознание», а не состояние глубокой концентрации.
Люди сомати, отшельничество и аскетизм
Самые ранние сохранившиеся тексты индийской махаяны подчеркивают аскетические практики и необходимость жить в лесу, следуя пути отшельника и аскета, а также тренировку состояния медитативного единства со всем миром. Эти практики, кажется, занимали центральное место в ранней махаяне потому, что они могли дать доступ к новым откровениям и вдохновению.
В индийских традициях махаяны этот термин также относится к формам «самадхи», отличным от дхьяны. Таким образом, в Тибете состояние сомати считается одним из высших форм просветления, в отличие от индийской традиции.