Наиболее вероятно, что древние расы Земли до начала времен, в современном понимании этого термина появились лишь только после того, как закончилось последнее оледенение, и началась эпоха неолита за счет появления первых культур земледелия. Такие культуры смогли за малое время (в масштабе истории) сильно увеличить свою популяцию, за счет чего обеспечили своему набору расовых атрибутов доминирование на широкой территории.
Верхний палеолит
Множество исследователей заявляют о том, что в верхнем палеолите отсутствуют расы, называя это "верхнепалеолитическим полиморфизмом" человеческого рода. Антрополог Дробышевский Станислав полагает, что все дело не в том, что расовые атрибуты людей верхнего палеолита сформировались не до конца (или не до конца дифференцировались). Все потому, что ни одна из верхнепалеолитических групп не была способна добиться какого-либо преимущества перед другими группами на длительный период.
Таким образом, происходило скорее не высокое единообразие не до конца сформированного (или не до конца дифференцированного) человеческого рода, а скорее его высокая полиморфность (мозаичность). Из этой полиморфности самых древних рас на земле позже и произошли современные типы рас.
До того как это произошло, небольшие по своей численности популяции собирателей-охотников палеолита, что проживали обычно при условиях некой или даже полной изолированности друг от друга, при помощи автоматических процессов генетика копили настолько большое количество местных особенностей, что из них нельзя выявить четкие очертания какой-либо расовой группы, которая бы обладала определенно выраженными атрибутами.
Формирование древних рас
В наши дни исследователи отрицают приспособленческий характер большого количества расовых атрибутов. Тем популяциям, которые являлись их носителями, попросту везло в отношении эволюции. В свою очередь, это дало возможность для закрепления и распространения случайного комплекса атрибутов.
Существует вероятность, что важную роль в подобном процессе занимало проявление изначальных культур земледелия, у которых вышло сильно повысить свою популяцию за относительно короткий промежуток времени, при этом оттесняя группы, которые были носителями других древних расовых типов людей все ближе к границам ареала.
Примерно таким образом и сформировались расы, которые принято называть большими. При этом за границами ареалов обитания самой древней расы людей, занимавшихся земледелием, подобного "обнуления" расовых признаков на основе преобладания числом носителей определенных типов не было.
Как следствие этого было сохранение обширного разнообразия расовых атрибутов у индейцев Америки, аборигенов Австралии, койсаноидных южноафриканцев, меланезийцев и иных групп. Здесь следует отметить, что такие группы совсем даже не являют собой пример "протоморфных" (или "застойных") в отношении эволюции групп по сравнению с "большими расами".
Напротив, в группах с высокой популяцией, которые проживали в ландшафтах антропогенных, переменчивость атрибутов сильно падала, проявляя тенденции к консервации этих атрибутов, которая нарушалась лишь так называемой метизацией на краях ареалов обитания.
Эволюция биологическая здесь в большой доле менялась на развитие с технической и социальной сторон, при этом не останавливаясь вовсе. В это же время меньшие по численности популяции, которые были изолированы друг от друга, при этом ощущая сильнейшее воздействие на них естественного отбора, отличались более высокой гибкостью, что позволяло быстро копить признаки как приспособительские, так и совершенно случайные и нейтральные в отношении эволюции. При этом такие атрибуты были заметны во внешнем облике.
Подробнее о признаках
Таким образом, массивное телосложение, которое принято называть робустностью, у австралийских коренных жителей является относительно свежим приобретением эволюции, что соответственно, является последствием попыток адаптации к трудным жизненным условиям, а совсем даже не следствием их архаичности (или "протоморфности").
При этом археологические данные относительно недавнего исторического времени демонстрируют, что тенденция к повышению массивности у самой древней расы аборигенов была успешно заменена в сторону хрупкости телосложения (грацильности). Произошло это, скорее всего, по причине прогресса социального или же смены условий жизни на более легкие.
В это же самое время европейские австралийцы не находят у себя совершенно никаких биологических признаков приспособленности к среде, в которой они обитают, даже в перспективе дальнейшей. Произошло это потому что они окружили себя техносферой высокого развития, так сказать второй природой, которая предоставляет возможность для существования в условиях Австралии человеку, плохо к этим условиям адаптированному.
Роль адаптивности
С точки зрения эволюции, европейские австралийцы являются даже более архаичными (или "протоморфными") по отношению к коренным жителям континента, которые относительно недавно в масштабе истории получили целый спектр полезных с точки зрения эволюции черт.
При этом не стоит возводить роль техники в абсолют. В наше время существуют наблюдения, которые позволяют следить за воздействием естественного отбора на группу людей современных, которые во второй половине XIX века принимали участие в исследовании Крайнего Севера.
При жизни одного поколения людей почти все поселенцы, не приспособившиеся к тяжелым условиям жизни на Крайнем Севере, возвратились в свой ареал обитания. В то время, когда остались в тяжелых условиях лишь те, кто имел к таким условиям адаптивный тип, то есть определенные особенности телосложения, а также обмена веществ, что позволяли ему приспособиться к экстремальным показателям холода.
Занятным фактом здесь является то, что эти самые особенности успешных исследователей были обнаружены и у местного коренного населения. Если бы эти покорители Севера размножались вне своей группы и при этом были подвергнуты жесткому воздействию естественного отбора, как это обычно наблюдалось при миграции у древних людей, то у этой группы через несколько поколений устойчивый набор атрибутов для адаптации к экстремально низким температурам закрепился бы.
Какая раса древнее
Генетика популяций нашего времени способна сделать допущение о том, что существующие в данный момент расы не истощают в полной мере все морфологическое и историческое разнообразие современного человека. А также, что самая древняя любо исчезла бесследно, либо признаки ее были размыты позже при ассимиляции с другими расами.
К вопросу о том, какая раса самая древняя, этнологом В. Напольских было выдвинуто предположение о том, что одной из таких до начала времен была раса палеоуральская. В данный момент признаки ее пребывания на планете размыты между монголоидами с запада и европеоидной урало-сибирской расой. При этом атрибуты ее не свойственны ни для монголоидов, ни для европеоидов в общем.
Типы верхнего палеолита
Станислав Дробышевский (ученый-антрополог) делает указания на то, что людское верхнепалеолитическое морфологическое многообразие возможно проявлялось намного сильнее, чем в наши дни, и что нельзя провести точную диагностику человеческих черепов тех времен, применяя современную классификацию рас. Принадлежность к определенному временному периоду или географическому расположению также не выражена.
В частности Дробышевский, основываясь на находках в Европе, дает описание следующим древним расам людей на земле или морфологическим типам, которые выделяют разные авторы. Часть из них выделили на основе единственного черепа:
- солютрейский;
- брюнн-пржедмостский;
- ориньякский;
- оберкассельский;
- брюннский;
- Барма-Гранде;
- шанселядский;
- кроманьонский;
- гримальдийский.
Отмечается, что в те же времена на Ближнем Востоке имела место преемственность инатуфийцев и пре-натуфийцев, которые отличались чертами протоевропеоидов, временами с примесью негроидов. Хотя натуфийцы при этом отличаются от групп Афалуи Тафоральт с Северной Африки.
Посреди находок в Восточной Африке заметно выделялись типы негроидный (гораздо массивнее, по сравнению с современным), эфиопский, а также бушменский.
Черепа верхнего палеолита с территорий Индонезии, Китая и Юго-Восточной Азии зачастую не содержат монголоидных черт, при этом заметно родство с экваториалами востока. Как правило, их классифицируют как "тип австрало-меланезии" или же "прото-австралоиды".
Огромное количество региональных находок не описываются с технологиями современной классификации рас, при этом содержат в себе черты монголоидов с юга, а также айнов, австралоидов, дземон (или емон), классических индейцев и иных групп.
Смешение различных популяций
При групповом выделении в виде популяций, которые обладают различными признаками, отличающими их от других, важнейшую роль выполняет изоляция в географической области. Эта изоляция обуславливалась у древних рас на земле, как правило, гигантскими расстояниями и малым количеством людей в группе.
Результатом миграции таких групп или повышения в них численности людей стал контакт популяций и, как следствие, физическое смешение различных рас или, как это называют, метисация. За счет этой метисации возникли антропологически смешанные типы, то есть малочисленные расы. К ним можно отнести полинезийскую, южно-сибирскую и иные.
Все наиболее распространенные человеческие расы способны давать большое совместное потомство. Даже тем популяциям, что были наиболее изолированы (коренные американцы или аборигены Австралии) было не достаточно многих веков изолированности до появления несовместимости в биологическом смысле с иными группами.
Последствия метисации
Результатом метисации в целом стали люди со смешанным набором расовых атрибутов. В зонах же плотного контакта ареалов обитания, результатом стали целые смешанные расы, которые обладают подобными атрибутами на уровне популяции.
Таким образом, результатом смешивания европеоидной и негроидой расы становятся мулаты, а монголоидной и европеоидной - метисы. В наше время большая часть людей, заселяющих планету, относится к метисам в той или иной степени. В качестве примера можно привести жителей Южной и Центральной Америки.
При этом определенная устойчивость расовых принадлежностей в таких группах метисов дает возможность смотреть на них, как на самостоятельные малочисленные расы, которые находятся в своем периоде формирования.
Уже проводилось большое количество исследований, что продемонстрировали факт отсутствия физически вредных для потомства последствий смешивания двух рас. А все потому, что происхождение их было относительно недавним событием. Кроме того, они постоянно контактировали в самые разные исторические периоды.
Упадок древних цивилизаций
Существовавшая в древности цивилизация майя зародилась около четырех тысяч лет назад в той местности, где сейчас расположены Гватемала, Гондурас и Мексика. С 900 года нашей эры популяция майя начала стремительно падать, а города этой цивилизации - пустеть, и никто точно не знает почему.
Однако сегодня имеется несколько версий, считающихся основными, почему же столь прогрессивная цивилизация, как майя, создавшая свой собственный календарь и письменность, владевшая такими науками, как математика, архитектура и астрономия, исчезла настолько стремительно.
Возможные причины катастрофы
Одна из гипотез гласит, что затянувшийся период засухи, который застиг Центральную Америку приблизительно в 900 году нашей эры, и был той самой причиной исчезновения величественной цивилизации. Теория была основана после изучения образцов отложений осадков одного из старейших озер в Мексике. Выводы были сделаны специалистами университета Флориды и Кембриджа.
Специалисты из России согласны с тем, что именно природа погубила цивилизацию майя изнутри ее государственной системы. Они считают, что народ из-за длительной засухи взбунтовался против жрецов, занимавших правящие посты, потому как у последних все же не получилось "призвать" дождь. Специалисты считают, что из-за этого цивилизация зачахла всего за несколько десятков лет.
Имеет место и теория о том, что участившиеся землетрясения послужили причиной гибели майя. Иная теория падения майя гласит, что причиной коллапса стали войны, участившиеся в тот злосчастный период, а также нестабильность внутренней политики.
Засуха в Карибском бассейне
В своих попытках выяснить причину угасания древнейших рас мира на территории Карибского бассейна, исследователи проводили глубокий осмотр отложений осадков на дне озера под названием Чичанканаб, что располагается в северной части полуострова Юкатан.
На первом месте у специалистов стояла задача изучения изотопного состава воды. Все потому, что при засухе, молекулы воды соединяются с кристаллообразной структурой пород.
Исследователь по имени Ник Эванс поясняет, что испарение более тяжелых изотопов происходит медленнее. По этой причине их большой процент содержания в составе отложений говорит о том, что в исследуемый учеными период эта земля была во власти засухи.
Выяснилось, что примерно в 900 году нашей эры осадков было меньше нормальных показателей за год. В периоды большей засухи показатели эти доходили до 70% при том, что относительная влажность воздуха была на несколько процентов ниже нашего времени.