Человек появляется на свет, проходя в дальнейшем определенные этапы взросления. В прямой зависимости от этого объективного физического процесса находится и его психологическое самочувствие. В определенные моменты людям свойственно переживать возрастные кризисы. Для каждого человека они являются закономерными переходными этапами, неся в себе определенные опасности и страдания, а также возможность самосовершенствоваться и развиваться.
Интересно, что слово «кризис» с китайского языка переводится довольно неоднозначно. Его написание представляет собой два иероглифа, первый из которых означает «опасность», а второй – «возможность».
Кризис, не столь важно, на каком уровне он будет рассмотрен, на государственном или на личностном, является неким своеобразным стартом, определенным перевалочным пунктом. Он предоставляет возможность на какое-то время остановиться, чтобы подумать и определить новые цели, проанализировав при этом свои умения и возможности. Порой подобный процесс является осознанным, а иногда нет. Причем возрастные кризисы развития личности не всегда имеют точную привязку к определенному возрасту. У одних людей они наступают раньше на год-полтора года, а у других развиваются позже. Да и протекают они с различной степенью интенсивности. Однако в любом случае каждому из нас важно понимать основные причины возникновения возрастных кризисов развития личности, а также их типичное течение. Все это позволит пережить их с небольшими потерями и с максимальной выгодой как для себя, так и для своих родных и близких людей.
Определение понятия
Возрастной кризис развития – это один из закономерных для каждого человека переходных этапов. Наступает он в тот момент, когда индивид начинает подытоживать свои личностные достижения и не удовлетворяется полученным результатом. При этом человек начинает анализировать свое прошлое, пытаясь понять, что же он сделал не так.
В течение своей жизни мы проходим не один кризисный период. Причем каждый из них начинается не внезапно. В основе этого состояния лежит неудовлетворенность, накопленная в результате расхождения ожидаемого эффекта и наступившей реальности. Именно поэтому нам более известен кризис среднего возраста. Ведь, подойдя к нему, человек имеет за плечами опыт многих лет, что дает ему большую почву для размышлений о достижениях, о прошедшем, а также для сравнения себя с другими.
Бывает и так, что человек, думая, что у него наступил кризис, даже и не предполагает, что страдает он от других душевных недомоганий. И они вовсе не имеют отношения к прохождению психологических жизненных этапов. И если у детей кризисы возрастного развития наблюдать довольно легко, то у взрослых людей сделать это сложно. Ведь каждый из таких этапов длится от семи до десяти лет, проходя либо практически незаметно, либо являясь очевидным для окружающих.
Тем не менее возрастной кризис развития – это явление довольно универсальное. Например, решать примерно одинаковые проблемы могут и 30-, и 35-летние люди. Такое становится возможным в связи с имеющимися временными сдвигами.
Возрастные кризисы психического развития необходимо отличать от тех, которые связаны с объективными биографическими изменениями. Сюда можно отнести потерю имущества или родных и т.д. Для возрастных кризисов в развитии человека характерно такое состояние индивида, когда внешне у него все нормально, однако душевное состояние оставляет желать лучшего. Чтобы улучшить свое внутреннее самочувствие, человек стремится спровоцировать перемены, пусть даже и разрушительные. Этим он хочет изменить свою жизнь, а также внутреннюю ситуацию. Окружающие часто не понимают этого человека, считая его проблемы надуманными.
Мнения психологов
Возрастной кризис развития – это явление, которое считается физиологически нормальным. Возникает он у большинства людей и является предпосылкой к развитию личности из-за смены ею жизненных ценностей. Однако далеко не все психотерапевты и психологи согласны с этим. Некоторые из них полагают, что возрастной кризис развития – это процесс патологический, причем обусловлен он рядом зависимостей и этиологических причин. В некоторых случаях у индивида возможно даже развитие патологических состояний. Для недопущения этого потребуется вмешательство специалиста и прием медикаментозных средств. Причем лечить наступающие кризисы возрастного развития необходимо так же, как и любое психическое расстройство или отклонение.
Несколько иного мнения придерживался Л. С. Выготский. Своими исследованиями, которые сыграли большую роль в развитии отечественной психотерапии, он доказал, что возрастной кризис психического развития вовсе не является патологией. По мнению Выготского, очередной этап в психическом развитии человека, особенно происходящий в детском возрасте, позволяет сформировать более сильную личность, для которой характерно волевое сопротивление к негативным проявлениям окружающего мира. Однако такое становится возможным при плавном появлении кризисного периода, а также при корректном отношении окружающих людей или специалистов-психологов (в случае необходимости их вмешательства).
Жизненные этапы и их проблемы
Психологи определились с периодизацией кризисов возрастного развития. Знание о ней позволяет каждому человеку не только заблаговременно подготовиться к стрессовым факторам, но и проходить каждый из этих жизненных этапов максимально эффективно для личности. Это и позволит индивиду достигать поставленных целей.
Практически на каждом из возрастных этапов существует необходимость в принятии того или иного решения, что задается, как правило, обществом. Преодолевая возникшие проблемы, человек способен прожить свою жизнь наиболее благополучно. Но порой нужного решения он так и не находит. В этом случае у него непременно возникают более глобальные проблемы. Если же и с ними человек не справляется, то это грозит возникновением невротического состояния. Они просто выбивают его из жизненной колеи.
Некоторые этапы и кризисы возрастного развития описаны в психологии довольно слабо. Касается это, например, периода 20-25 лет. Более известными считаются возрастные кризисы в 30-40 лет, обладающие не до конца понятной разрушительной силой. Ведь в этом возрасте нередко люди, которые находятся в видимом благополучии, внезапно меняют свою жизнь. Они начинают совершать абсолютно безрассудные поступки, круша при этом свои уже сформировавшиеся замыслы.
Ясно очерченными являются кризисы возрастного развития у детей. Эти периоды развития психики человека требуют особого внимания родителей. При непрохождении одного из таких этапов проблема кризисов возрастного развития усугубляется. Они наслаиваются один на другой.
Кризисы детского возраста накладывают особенно сильный отпечаток на характер человека. Нередко они могут задавать направление всей его дальнейшей жизни. Например, ребенок, не обладающий базовым доверием, в своей взрослой жизни может быть не способен к проявлению глубоких чувств личного характера. А человек, которому в детстве не дали ощутить самостоятельность, не может в дальнейшем полагаться на личные силы. Он на всю жизнь остается инфантильным, ища замену родителю в своей второй половинке или же в начальстве. Порой такие люди с удовольствием безвольно растворяются в социальной группе. Тот же ребенок, которого не научили трудолюбию, в дальнейшем станет испытывать проблемы с целеполаганием, а также с внешней и внутренней дисциплиной. Родители, упустив время и не уделив должного внимания развитию навыков ребенка, своим бездействием приведут к тому, что у маленького человека возникнет ряд комплексов. Во взрослом возрасте это вызовет у него сложности, преодолеть которые будет неимоверно трудно.
Нередко родители подавляют у своего чада естественный подростковый бунт. Это не дает возможности ребенку пройти соответствующий этап возрастного кризиса. И то, что такие люди в детстве не взяли ответственность за свою жизнь, красной нитью непременно пройдет через все их дальнейшие годы. Напоминает о себе детство и при прохождении кризиса середины жизни. Ведь большинство теневых контекстов человека вырабатывается именно в дошкольном и школьном периоде.
Каждому из нас необходимо в течение некоторого времени побыть в кризисе возрастного развития. Основные кризисы жизни непременно преподнесут нам множество проблем. Но каждый из этих периодов должен быть прожит во всей полноте.
Психологи отмечают и наличие гендерных различий при прохождении возрастных кризисов. Особенно ярко это проявляется в среднем возрасте. Так, мужчины при прохождении кризиса на данном этапе оценивают себя по финансовой обеспеченности, карьерным достижениям и прочим объективным показателям. У женщин на первом месте оказывается семейное благополучие.
Кризисы психологического взросления личности непосредственно связаны с темой возраста. Дело в том, что существует распространенное мнение, что все хорошее бывает у нас лишь в молодые годы. Подобное убеждение всячески поддерживают средства массовой информации, а также представители противоположного пола.
С годами происходят значительные изменения внешности. И у человека наступает такой момент, когда он уже не способен убедить окружающих, да и себя лично в том, что юность пока еще не ушла от него. Подобное состояние приводит к возникновению большого количества психологических проблем. У некоторых людей благодаря внешности наступает осознание необходимости во внутренних личностных переменах. Но есть и те, кто начинает пытаться молодиться. Подобное указывает на непройденные кризисы, а также неприятие человеком своего тела, возраста, да и всей жизни в целом. Рассмотрим основные возрастные кризисы развития личности.
Период от 0 до 2 месяцев
Это время, для которого характерно возникновение кризиса новорожденных. Его причиной являются те существенные изменения, которые произошли в условиях жизни младенца, умноженные на его беспомощность. Если рассматривать характеристики кризисов возрастного развития, то в этом периоде можно увидеть такие проявления, как потеря веса, а также происходящая настройка всех систем организма, которым необходимо функционировать в принципиально иной для них среде, не в водной, а в воздушной.
Недавно родившийся младенец беспомощен и целиком зависим от мира. Именно поэтому в данном кризисном периоде возникает доверие ко всему окружающему или напротив, недоверие к нему. Если разрешение было благополучным, то в этом случае у маленького человека рождается умение не терять надежду. Для конца кризиса новорожденных характерно развитие следующего:
- Индивидуальной психической жизни.
- Комплекса оживления, который является особой эмоционально-двигательной реакцией малыша, обращенной ко взрослому. Формируется она начиная примерно с третьей недели после появления на свет. У ребенка появляется сосредоточение и замирание при фиксации звуков и предметов, а после - улыбка, двигательное оживление и вокализация. Помимо этого, для комплекса оживления характерно учащенное дыхание, вскрики радости и т.д. Если ребенок развивается нормально, то уже на втором месяце все эти проявления наблюдаются в полном составе. Интенсивность всех компонентов комплекса постепенно нарастает. Примерно в 3-4 месяца поведение преобразуется в более сложные формы.
По мнению психологов, несмотря на небольшие возможности проявления моторных и вербальных недовольств, младенец может в некоторой степени осознавать наличие той кризисной ситуации, которая возникает в связи с изменившимися условиями жизни и необходимостью адаптации к новой среде. Многие специалисты уверены, что это время является для человека самым тяжелым в психологическом плане.
Второй год жизни
В этом возрасте возникновению кризиса способствует увеличение возможностей малыша, а также появление у него множества новых потребностей. Для года жизни характерен всплеск самостоятельности, возникновение эффективных реакций и знакомство с границами дозволенного. Из-за этого у детей нередко нарушаются жизненные биоритмы сна и бодрствования.
При рассмотрении понятия кризиса возрастного развития в год жизни человека психологи отмечают, что он стремится разрешить противоречия, возникающие из-за разрыва между речевой регуляцией и желаниями. Сделать это ему позволяет возникновение самостоятельности и автономии в противоположность стыду и сомнениям. В случае положительного разрешения конфликта малыш обретает волю и развивает речевую регуляцию.
Кризис трех лет
В этот период у маленького человека начинает формироваться и впервые проявляется самостоятельность. У ребенка появляются контакты со сверстниками, с воспитателями детского сада и другими представителями окружающего его социума. Трехлетние дети стремятся также сформировать новые способы общения со взрослыми. Ребенок открывает для себя новый мир неизвестных ранее возможностей. Они-то и вносят свои коррективы в развитие различных стрессовых факторов.
Рассматривая характеристику кризисов возрастного развития детей, Л. С. Выготский отмечал, что основными признаками их проявления в трехлетнем возрасте является:
- Упрямство. Впервые для ребенка возникают ситуации, когда что-либо сделано не так, как ему хочется.
- Проявления самостоятельности. Подобную тенденцию можно было бы рассматривать только с положительной стороны, если бы малыш был способен к объективной оценке своих возможностей. Его неправильные действия нередко приводят к конфликту.
После этого периода возрастные кризисы развития дошкольного возраста более не проявляются.
Проблемы в 7 лет
Продолжим рассматривать основные кризисы. Кризис возрастного развития, следующий за трехлетним периодом жизни человека, является школьным. Он возникает при переходе из детского сада в учреждение среднего образования. Здесь ребенок сталкивается с интенсивным учебным процессом, что заставляет его концентрироваться на изучении нового материала и получении большого объема знаний. Меняется при этом и социальная ситуация развития. На возрастные кризисы школьных лет непосредственное влияние оказывает позиция сверстников, которая порой отличается от собственной.
В эти годы благодаря подобным контактам происходит формирование истинной воли человека с опорой на имеющийся у него генетический потенциал. После прохождения школьного кризиса ребенок либо становится уверенным в своей неполноценности, либо, напротив, приобретает эгоизма и чувство значимости, в том числе и социальной.
Помимо этого в семилетнем возрасте происходит формирование внутренней жизни ребенка. В дальнейшем это накладывает непосредственный отпечаток на его поведение.
Кризис детей 11-15 лет
Следующий стрессовый период взросления человека связан с его половым созреванием. Подобная ситуация позволяет увидеть новые зависимости и возможности, которые нередко занимают преобладающую позицию над старыми стереотипами, порой перекрывая их полностью. Этот период нередко называют переходным кризисом, или пубертатным. У детей возникает первое влечение к противоположному полу, основанное на гормональных изменениях организма. Подростки стремятся стать взрослыми. Именно это и приводит к их конфликтам с родителями, которые уже успели забыть о том, какими были в этом возрасте они. Нередко в данный период семьи вынуждены прибегать к помощи психотерапевтов или психологов.
Кризис семнадцати лет
Возникновение психологического дискомфорта в этом возрасте вызвано окончанием школы и переходом ребенка во взрослую жизнь. Для девушек в данном периоде характерно зарождение страхов о будущей семейной жизни. Парней заботит уход в армию.
Возникает также проблема, вызванная необходимостью получения дальнейшего образования. Это важный шаг, который предопределяет предстоящую жизнь каждого человека.
Кризис в среднем возрасте
Для большинства людей характерно недовольство своей жизнью. Однако проявляется оно чаще всего не сразу. В середине прожитого ими пути многие начинают переоценивать свои приоритеты и привязанности, а также взвешивать полученный опыт, рассматривая его на фоне личных достижений. При этом большинство людей уверено в том, что все эти годы они провели бесполезно или недостаточно полноценно.
Психологи утверждают, что такой период является настоящей зрелостью и взрослением. Ведь именно при его прохождении люди проводят истинную оценку смысла прожитой ими жизни.
Кризис пенсионного возраста
Этот период является довольно тяжелым в жизни человека. Сравнить его можно лишь с кризисом новорожденных. Но если в младенчестве человек не способен осознать всю негативную силу воздействия возникающих стрессовых факторов, то после выхода на пенсию ситуация намного ухудшается. Взрослый человек уже обладает полноценным осознанием и восприятием. Подобный период одинаково непрост как для мужчин, так и для женщин. Особенно это проявляется в связи с возникновением острого чувства профессиональной невостребованности. Человек, еще сохранивший свою работоспособность, понимает, что способен принести пользу. Однако в таком сотруднике уже не нуждается руководитель. Несколько улучшить ситуацию способно появление внуков. Забота о них позволяет смягчить прохождение возрастного кризиса женщинами.
В дальнейшем ситуация усугубляется развитием серьезных заболеваний, одиночеством, возникшим по причине смерти супруга или супруги, и осознанием скорого завершения жизни. Для выхода из кризиса этого периода нередко требуется помощь специалиста.