Каково это – жить, будучи родственником самого ненавистного человека в мире? Ответить на этот вопрос мог бы Рольф Менгеле, сын самого жестокого садиста в истории Второй мировой войны, человека по прозвищу «Доктор Смерть» Йозефа Менгеле.
Родителей не выбирают. О зверствах Йозефа Менгеле написано немало трудов. Это немецкий врач, работавший в Освенциме. Его имя давно стало нарицательным для садистов и чудовищ. От перечисления его зверств волосы встают дыбом.
Он препарировал живых младенцев, сшивал близнецов, стерилизовал огромными дозами радиации евреек и цыганок, пытался изменить цвет глаз, капая кислотными препаратами на зрачок подопытных людей.
И это лишь малая часть зверств этого садиста. Кажется, что все человеческое ему чуждо. Но при этом у него, помимо роли садиста и изувера, была также роль мужа и отца. И хотя представить его в таком качестве сложно, факт остается фактом.
Йозеф Менгеле славился милой улыбкой и обходительными манерами. Не зная, чем занимается этот человек, можно было счесть его даже обаятельным. Заключенные, правда, вспоминали его холодные, ничего не выражающие глаза.
Но вряд ли молодая фройляйн была столь наблюдательна. В 1939 году он женился на Ирене Шенбайн. Через пять лет у них родился сын Рольф - мальчик, в воспитании которого Менгеле участия так и не принял. Этот брак оказался для Йозефа первым, но не единственным. В 1958, уже в Бразилии, он развелся с Ирэной и женился вновь на вдове своего брата.
Рольф родился 16 марта 1944 года, в тот же день, что и его изувер-отец. Мать, Ирена Шенбайн, говорила сыну, что его папа погиб в России. Маленького Рольфа окружало много ровесников, у которых многие родственники погибли во время Второй мировой войны, поэтому для мальчика в этом не было ничего удивительного
Таинственный дядя Фриц: первая встреча с отцом
Когда ребенку исполнилось 12 лет, родственники привезли его в швейцарские Альпы и там познакомили с внешне ничем не примечательным мужчиной среднего роста, с расщелиной между зубами. Рольфу сказали, что это дядя Фриц. Мальчик не придал этому знакомству большого значения.
Когда Рольф Менгеле отпраздновал свое шестнадцатилетие, родственники решили – парень уже взрослый, готов к правде. Именно тогда он и узнал ужасный секрет своей семьи. Таинственный дядя Фриц оказался его родным папой. И не просто, а тем самым «ангелом смерти», за которым охотится вся израильская разведка. Рольф позднее вспоминал, что известие о том, что его отец – тот самый доктор из Освенцима, сильно ударило по его психике. Подросток почувствовал себя отвратительно. Матери он сказал тогда: «Я хотел бы другого отца».
Не раскаявшийся нацист: вторая встреча
Йозеф Менгеле и Рольф встретились в своей жизни снова. Во второй раз инициатором встречи был сын. Его мать умерла, но душа требовала ответы на вопросы. И он решил лично задать их отцу.
Надо отметить, что, по признанию самого Рольфа, и он, и его семья поддерживали отношения с этим беглым нацистским преступником. Ему оказывалась вся возможная помощь, если требовалось скрыться от израильских или немецких спецслужб.
"Он был моим отцом и членом нашей семьи, — поясняет Рольф, — Я не мог донести на него. Такую возможность я даже не рассматривал. Это было бы предательством по отношению к нашему роду".
Рольф решил увидеть отца, которому на тот момент было уже 65 лет. Что ждал он от этой встречи? Увы, он и сам не мог ответить себе на этот вопрос. Для разговора сын Йозефа Менгеле перелетел океан, преодолел сотни тысяч километров – от Германии до Бразилии.
Какие вопросы он хотел задать отцу? Зачем? Почему? Раскаивается ли он? Что его подвигло на все это? Не снятся ли ему те, кого он безжалостно умертвил?
Rolf Mengele не получил ответы на свои вопросы. На берегу океана он увидел вполне довольного жизнью не раскаявшегося нациста. «Лично я никому не причинял зла» - отец не шутил, он действительно так думал. До конца своих дней Йозеф был предан нацистской идеологии. Евреи не были для него людьми в полном смысле этого слова. Именно эту нечеловеческую, изуверскую мораль он пытался донести сыну. По его словам, евреи не такие, как все остальное человечество, в них есть что-то ненормальное, опасное, их необходимо было уничтожить. Но все было тщетно. Сын не мог разделить взгляды отца-фашиста, его мировоззрение вызывало ужас. На что бы там не надеялся, летя на эту встречу Рольф Менгеле, раскаяния в глазах отца он не увидел.
Это был их последний разговор. Через два года Йозеф Менгеле умер своей смертью, так и не ответив перед судом людским за свои преступления. У него случился инсульт во время купания в океане. Стоило ли Рольфу выдать, пусть такого ужасного, но родного по крови отца властям, или узы крови священны? Вопрос, на который вряд ли ответил бы и он сам.
Последняя попытка
В 1983 году израильская разведка предпринимает еще одну глобальную попытку поймать «доктора смерть». Выйти на него они решают через Рольфа. Отдел связи начинает прослушивать его телефон, почта просматривается и фотографируется. Для этого даже был представлен специальный агент, женщина под кодовым именем «Фея».
Спецслужбы продумали все до мелочей. К Рольфу была приставлена женщина-секретарь, на самом деле являющаяся первоклассным агентом, его дом несколько раз обыскивали, перехватывали любые намеки на связь с отцом.
Увы, сделано это было слишком поздно. Йозеф Менгеле к этому времени был уже четыре года как мертв.
Сын за отца
Одно из самых крупных интервью, которое дал сын Йозефа Менгеле, было приурочено к Дню памяти жертв Холокоста. В 2008, после двадцатилетнего молчания, 64-летний Рольф сделал публичное заявление.
Именно тогда он рассказал, что семья Менгеле поддерживала связь с беглым нацистом, что не мог он выдать отца. Рассказал, какое облегчение испытал, узнав о смерти последнего. И самое главное - вместо своего отца извинения всему еврейскому народу принес сын.
Тихая жизнь немецкого буржуа
Рольф жил тихой, спокойной жизнью немецкого гражданина. Он не влезал в скандалы, практически не общался с прессой, старался как можно меньше напоминать о себе миру. Женился, у него родились трое детей. Поселился в небольшом городке на юге Германии, выбрал для себя специальность фармаколога-биохимика и всю жизнь пытался забыть, благодаря какому чудовищу он появился на свет.