Начиная с культового «Это случилось однажды ночью» (1934) поджанр «лечебного» роуд-муви прочно закрепился в мировом кинематографе. Случайными попутчиками главных героев, а то и центральными персонажами становились мужчины и женщины, родственники или друзья детства, просто смешные и действительно сумасшедшие. Согласно отзывам, «Босиком по мостовой», продолжает тот же лейтмотив, который по-разному интерпретировался создателями «Человека дождя» (1988), кинофильма «День восьмой» (1996) и даже «Принцессы и воина» (2000).
«Личное» кино
Немецкий киноактер, режиссер, продюсер и сценарист Тильман Валентин (Тиль) Швайгер широко известен не только в кинематографических кругах. Вершиной его исполнительского мастерства поныне считается образ Мартина Бреста в легендарной криминальной комедии Т. Яна «Достучаться до небес». Широкую известность также ему принесли актерские работы в картинах «Бесславные ублюдки», «Где Фред?» и «Значит, война».
Как известно, если человек по-настоящему талантлив, то во многом. Как постановщик Тиль прославился лентами «Красавчик 1,2», «Мед в голове» и прочими. Его дебютной работой в качестве режиссера принято считать фильм «Белый медведь» (1998), представляющий собой смесь К. Тарантино и А. Каурисмяки. В этой стандартной жанровой истории о гангстере, пытавшем сбежать от бандитизма и прошлого, но неудачно, присутствовала образцовая немецкая логика и режиссерские личностные наблюдения.
В 2005 году Швайгер на собственные сбережения, по собственному сценарию и с собой в главной роли снимает фильм «Босиком по мостовой». У режиссера получается не то что «авторское», а конкретно «личное» кино. Лента, заявленная как комедийная мелодрама, во-первых, «романтическая», что привлекает зрительниц, во-вторых «актерская», что выступает гарантом ритмичности, ведь актеры без чувства ритма – не актеры.
При рейтинге IMDb: 7.20, картина «Босиком по мостовой» отзывы имеет противоречивые.
Романтическая трагикомедия
Удивительно, но большинство кинодеятелей «Босиком по мостовой» склонны позиционировать как первую полноценную режиссерскую работу Тиля Швайгера, хотя на его счету формально уже имеется две картины. Правда, одна снята совместно, а из титров другой его имя по неизвестным причинам попросту изъято. В проекте 2005 года после творческой разминки, Швайгер берет безотказно работающую тематику – историю романтических взаимоотношений откровенных аутсайдеров. Как утверждают критики в отзывах к «Босиком по мостовой», режиссер, выбрав популярный, надежный сюжет, подобный пьесе для антрепризы, насытил его своим кинематографическим опытом, характерным юмором и глубокой смысловой подоплекой.
Краткое описание сюжетной линии
В центре повествования - девушка по имени Лайла, находящаяся на лечении в психиатрической клинике. Однажды она решает свести счеты с жизнью, но подоспевший работник Ник Келлер буквально вытаскивает Лайлу из петли. Мужчина - неудачник по жизни, не имеющий постоянной работы из-за того, что предпочел сбежать от богатых родственников и ограничить общение с заносчивыми членами своей семьи. Происшествие происходит накануне свадьбы его брата Виктора, который ведет под венец бывшую возлюбленную Ника. Главный герой по просьбе матери вынужден присутствовать на торжестве бракосочетания.
Освобождение от условностей
Спасение пациентки приносит герою лишнее беспокойство, так как Лайла сразу же влюбляется в Ника и отправляется на его поиски по городу босиком. Девушка в принципе не признает обувь, желая быть свободной хоть в чем-то, из-за того что всю жизнь пребывает в заточении - сначала в тесной квартирке матери, после в психбольнице.
В процессе вынужденного общения Лайла начинает нравиться Нику. Он тоже бунтарь по натуре, правда, выражает свой протест против общепринятых условностей и правил несколько иначе. Поэтому его появление на торжестве бракосочетания брата с явно неадекватной особой позволяет герою освободиться от сковывающих рамок и ощутить ранее неведомые чувства - прежде всего симпатию и привязанность к той, которая очутилась рядом волею судьбы.
О любви без налета эротики
Отзывы о фильме «Босиком по мостовой» по характерным признакам относят к затасканному жанру как «романтическая комедия». Действительно, в ленте присутствуют шутки, слезы и предсказуемый и одновременно неожиданный хэппи-энд. Но Тиль Швайгер умудрился снять фильм о любви без единого откровенного поцелуя. Самое большое, что предстоит увидеть зрителю, это эпизод, в котором девушка устраивается на плече Ника. Но, честное слово, давно в кино не наблюдалось настолько чувственной сцены.
Критика
Лента «Босиком по мостовой», актеры и роли которой наверняка запомнятся зрителю, была сдержанно встречена кинокритиками. Более скептично настроенные кинодеятели заявляли, что со сценарной точки зрения фильм откровенно вторичен, использующий известные и поднадоевшие сюжетные ходы. К примеру, в эпизоде, когда Ник пытается выманить из квартиры Лайлу, он обещает купить ей мороженое. После чего герои обсуждают, какое именно мороженое выбрать. Аналогичный диалог уже происходил между Анной и Юргеном - героями ленты «Красавчик», срежиссированным также Швайгером. Также постановщика неоднократно упрекали в художественной неровности и искусственной затянутости повествования.
Достоинства
Но большинство недостатков с лихвой искупается умелыми режиссерскими находками. А главным достоинством проекта является его верная и проникновенная человеческая интонация. Многие рецензенты, перефразируя название другого известного фильма с участием постановщика - «Достучаться до небес» - говорили, что в кино 2005 года Тилю удалось достучаться до сердец зрительской аудитории.
Действительно, эмоциональный зрительский отклик, выраженный в отзывах к «Босиком по мостовой», является для режиссера самой ценной наградой. Не стоит также сбрасывать со счетов образцовую игру Иоганны Вокалек и запоминающийся саундтрек композитора Макса Бергауса, который может послужить пособием для всех музыкантов, сочиняющим музыку к фильмам.
Исполнительница главной женской роли
Главную женскую роль в картине сыграла немецкая актриса театра и кино Йоханна (Иоганна) Вокалек, известная по фильмам «Иоанна — женщина на папском престоле» и, конечно, «Босиком по мостовой». Некоторые авторы в своих рецензиях утверждали, что Тиль выбрал себе не особо сильную партнершу, но поскольку акцент изначально делался на босых ступнях, то ее актерские способности не проявились в полной мере.
Застывшего удивленного выражения на лице исполнительницы с лихвой хватило для обозначения ее неадекватности. Неряшливо спадающие на лицо локоны удачно подчеркивают ее душевное состояние, а смена прически символизирует ее внутреннее просветление. После знакомства с Лайлой вопрос о том, полюбит ли ущербную суицидницу брутальный безработный отпадает сам собой. В настоящее время актриса сделала перерыв в творческой карьере, она после рождения ребенка решила больше времени уделять семье.
Актерский ансамбль
Задействованы в «Босиком по мостовой» актеры в большинстве своем немецкие. Членов семьи Келлер, родных главного героя, сыграли Штеффен Винк, Надя Тиллер и Михаэль Мендль. Не менее ярким персонажем стала Сара, в исполнении Джанин Кунце, дебютировавшей в кино в 1997 году, в образе второй госпожи Пафф в кино «Достучаться до небес».
На роль Дитера режиссер рискнул пригласить немецкого актера дубляжа Акселя Штайна. В эпизодической роли блеснул немецкий сценарист и продюсер Юрген Фогель. Конечно, большинство наших зрителей смотрело «Босиком по мостовой» на русском, но, чтобы оценить всю тонкость интонаций и актерского мастерства, рекомендуется смотреть фильм без перевода.
Фильм-размышление
Режиссерская работа Тиля Швайгера прошла практически незамеченной в прокате, уступив в 2005 году пальму первенства более ярким европейским премьерам. Но для армии поклонников творчества постановщика она стала и остается лучшим фильмом этого года. С одной стороны, в кино, как в пьесе, присутствуют жесточайшие формулировки любых сюжетных поворотов. С другой - каждый из них оживляет множество забавных авторских наблюдений и непременно подчеркиваемых «психологических» деталей. В стандартные мотивы отчуждения, жажды наживы и успеха, приводящих к тому, что единственным местом, где от всего этого можно спрятаться является психлечебница, фильм вносит конкретные уточнения. Для Швайгера это и было главной целью – уточнить позиции, когда минимум слов поясняет максимум обстоятельств и тенденций, царящих в современном социуме. Картину смело можно рекомендовать к просмотру.