Определенная совокупность отношений в экономической сфере, характеризующаяся посредничеством денежных ценностей при продажах и покупках товаров, называется рынком. Эта достаточно сложная и разветвленная структура позволяет производителям реализовывать свою продукцию в максимальном соответствии с существующим потребительским спросом. Она охватывает своим влиянием все сферы современных экономических взаимоотношений.
Основные признаки рынка – наличие элементов, которые напрямую имеют отношение к обеспечению производства, а также присутствие компонентов денежного и материального обращения. На эту экономическую структуру оказывают существенное влияние различные формы собственности и ведения хозяйства, а также специфические особенности, присутствующие в сфере обращения готовой продукции, уровень приватизации предприятий и т.д.
Рынок имеет определенные связи с духовной и непроизводственной сферой, а также с реализацией продуктов интеллектуальной деятельности писателей, ученых, художников и т.д. Все это разнообразие взаимоотношений обусловливает его сложную структуру. Она, в свою очередь, включает в себя разнообразные виды рынков, а также его различные типы. Ученые выделяют более десяти критериев, которые являются ключевыми для характеристики этой сложной структуры. Виды рынков и их классификация включает в свой состав множество групп. Они подразделяются по пространственному расположению и экономическим взаимоотношениям:
1. По географическому нахождению:
- локальные (местные);
- региональные;
- национальные;
- мировые.
2. По назначению объектов рынок подразделяется на:
- потребительский;
- ценных бумаг;
- рабочей силы;
- валютный;
- информационный;
- научно-технический.
3. По группам товаров:
- рынки продукции производственного назначения;
- рынки товаров потребления;
- рынки материалов и сырьевых ресурсов.
4. По субъектам рыночных отношений:
- покупательский рынок;
- рынок продавцов;
- учреждений государственной сферы;
- посреднический.
5. По наличию конкурентов виды рынков подразделяются на:
- монопольные;
- олигопольные;
- монополистической конкуренции;
- совершенной конкуренции.
6. По признакам насыщения они группируются на:
- равновесные;
- дефицитные;
- избыточные.
7. По характеру зрелости взаимоотношений рыночная структура может быть:
- неразвитой;
- развитой;
- формирующейся.
8. По отношению к действующему законодательству виды рынков группируются на:
- официальные;
- теневые.
9. По типам реализации они делятся на:
- розничные;
- оптовые.
10. По ассортиментным характеристикам реализуемых товаров выделяют следующие виды рынков:
- замкнутые (предлагающие покупателям продукцию, выпущенную первым производителем);
- насыщенные (реализующие товары, произведенные различными предприятиями);
- широкого ассортиментного перечня (предлагающие ряд определенной продукции, использование которой удовлетворяет связанные между собой потребности);
- смешанные (реализующие самые разнообразные товары).
11. По отраслевому типу различают:
- нефтяной рынок;
- автомобильный;
- компьютерный рынок и т.д.
В сложной структуре рынков особо выделяются пять видов. К ним относят:
- рынок услуг и товаров, куда входят различные подвиды этой группы, реализующие продукцию потребительского спроса;
- рынок производственных факторов (орудий труда и недвижимости, материальных, энергетических и сырьевых ресурсов, а также природных ископаемых);
- финансовый рынок (инвестиционный, кредитный, валютно-денежный, а также ценных бумаг);
- рынок интеллектуальных товаров (инноваций, изобретений, услуг информационного характера, а также литературных и художественных произведений);
- рынок рабочей силы (трудовых ресурсов).