Грамотно сформированная функциональная стратегия – это один из важнейших элементов строения самой компании и гарант высокой эффективности. Для того, чтобы правильно спланировать деятельность и определить приоритетные направления, необходимо точно разделить полномочия, обязанности и цели для каждого отделения и самых сотрудников.
Общая характеристика
Функциональная стратегия – это обеспечивающий элемент в общем стратегическом наборе, определяющий направленность отдельной функциональной подсистемы управления фирмой, что обеспечивает достижение целей и выполнение поставленных заданий. Получается, что стратегии высших уровней (конкурентные и корпоративная) дают задачи, а функциональные показывают, как можно реализовать те или иные решения.
Функциональные стратегии предприятия формируются соответствующими органами отдельно взятых подсистем. Каждый видит решение проблем и достижение целей по-своему, поэтому часто возникают дисбаланс и противоречия. И руководители обязаны составить гармоничную и взаимоподдерживающую структуру функциональных стратегий. Для этого необходимо:
- участие всех менеджеров в создании генеральной стратегии;
- обязательно согласование всех пунктов и координация.
Для того чтобы сформировать оптимальные стратегии, нужно учитывать все ориентиры и влияющие обстоятельства.
Факторы разработки
Разработка функциональной стратегии – это достаточно сложный и многоэтапный процесс, что обязан ориентироваться на перечень следующих элементов:
- Результативность принятых ранее стратегий.
- Оценивание состояния внутренней и внешней сред предприятия, определение уровня влияния на компанию. Поиск и реализация потенциальных возможностей, избежание или решение угроз.
- Формирование принципов и рекомендаций по разработке.
- Цели и ключевые показатели эффективности на долгосрочную перспективу.
- Основные направление деятельности и их ресурсное обеспечение (финансовое, материальное и человеческое).
- Решение организационных и управленческих вопросов.
- Ожидаемый результат реализованных функциональных стратегий компании.
Сама же процедура основывается на:
- согласованности – единый учетный период;
- взвешенности;
- экономичности – выгоды должны перевешивать (или в крайнем случае равняться) затраты, что понесены при выполнении функциональных задач;
- эволюционного развития;
- высокого профессионального уровня персонала;
- инновационное и инвестиционное совершенствование;
- координации.
Помимо этого, стратегии базируются на общих принципах комплексности, системности, достижимости, конкретности и гибкости. Также разработчики должны обращать внимание на перспективность и новизну функциональных стратегий: использование новых приемов, технологий и научных исследований на практике.
Маркетинговая
Маркетинговая функциональная стратегия – это одна из ведущих стратегий развития фирмы, что объясняется обеспечением информационных, стратегических и оперативных связей предприятия с контактными аудиториями.
Стратегия маркетинга определяет особенности, касающиеся:
- сбыта товаров и услуг;
- ценовой политики;
- отношений с клиентами, поставщиками и посредниками;
- поведения с конкурентами;
- рекламы и продвижения товаров фирмы на рынок.
Формирование маркетинговой стратегии состоит из четырех фаз:
- Анализ соотношения «товар – потребитель», создание портрета типичного клиента компании.
- Сегментирование рынка.
- Маркетинг-микс.
- Выполнение и контроль за реализацией.
В основе данного вида стратегии стоят два элемента: рынок и продукт. А точнее: процесс превращения продукта на товар и наиболее прибыльная его реализация потребителю.
Основные задания:
- характер влияния избранных продуктово-товарных стратегий на объемы продаж;
- оценивание продолжительности жизненного цикла товара и возможностей выхода на мировой рынок;
- эластичность спроса услуг по цене, учет расходов на рекламу;
- исследование рынка.
Получается, стратегия маркетинга – это элемент целостной системы, что связан как со входной информацией, так и с выходными данными. Базируется на потребностях, инновациях, самом производстве и на рынке, где основной акцент делается на научных открытиях и передовых технологиях.
Инновационная
Стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предполагает создание и применение нововведений различного характера, что гарантирует компании развитие на долгосрочную перспективу. Формируется на основе научно-технических прогнозов и вероятном технологическом прогрессе.
Описываемся стратегия необходима для повышения и поддержки конкурентного статуса выпускаемой фирмой продукции или оказываемых услуг. Стоит отметить:
- снижение себестоимости продукта благодаря использованию более совершенных материально-технических ресурсов;
- обеспечение наращивания объемов производства и продаж;
- создание необходимых условий для выхода на новые сегменты.
Есть несколько видов:
- наступательная – тщательное исследование рынка на предмет прибыльности выпуска высокотехнологического товара;
- оборонительная;
- промежуточная – поиск и использование слабых сторон конкурентов, за счет чего заполняются пустые ниши на рынке;
- поглощающая – создание своих и покупка чужих идей, патентов;
- имитационная – копирование конкурентных продуктов с долей собственных изменений;
- разбойничья.
При формировании стратегии НИОКР необходимо обращать внимание на уровень риска и фактор времени.
Производственная
Производственная функциональная стратегия – это элемент стратегического набора, связанный с разработкой и реализацией основных видов деятельности предприятия в области выпуска продукта. При создании учитываются такие параметры:
- необходимые объемы продукции;
- масштабы и гибкость потенциала производства;
- уровень капитальных вложений;
- временные рамки.
Производственная стратегия состоит из трех элементов:
- Планирование и контроль.
- Повышение производительности.
- Особенности человеческого фактора.
Также стоит отметить тот факт, что производственная стратегия компании является наиболее стабильной в сравнении с другими.
Финансовая стратегия
Финансовая стратегия – внутренний нормативный документ, где детально описаны цели, задачи, приоритетные направления деятельности фирмы и необходимые финансовые ресурсы, что необходимы для их достижения.
Финансовая миссия делится на несколько подцелей:
- прибыль;
- собственный капитал и его рентабельность;
- структура активов;
- возможные риски.
Следовательно, прогнозы и контроль проводятся на основании ряда показателей:
- рентабельность;
- финансовый рычаг;
- платежеспособность;
- ликвидность.
Значимость данной стратегии определяется через балансировку всех задач и ограничения объемов деятельности компании.
Инвестиционная
Инвестиционная стратегия является системой долгосрочных целей инвестиционной деятельности фирмы, которые определяют общие задачи и сама идеология. Детализируется на:
- постановку целей;
- оптимизацию структуры формируемых ресурсов и их рационального размещения;
- формирование инвестиционной политики;
- поддержка связи со внешней инвестиционной средой с двух сторон (в качестве инвестора и пользователя).
Именно правильно спланированная инвестиционная деятельность – это базисная предпосылка стратегических изменений общей организационной структуры предприятия и его бизнес-культуры.
Управление персоналом
Функциональные стратегии управления персоналом ориентируются на обеспечение нормального хода процесса воспроизводства рабочей силы, формирование и сохранение благоприятной атмосферы внутри коллектива.
Основные компоненты:
- Базовый социальный элемент – улучшение организационной структуры и органов охраны труда, минимизация влияния вредоносных факторов на здоровье сотрудников.
- Функциональная стратегия развития кадрового потенциала.
- Целевые социальные программы.
В общем, функциональные стратегии складываются в целую взаимосвязанную систему, что в единстве помогает выйти предприятию на лидерские позиции на рынке, а также удержать выгодное место в долгосрочной перспективе.