Человек недаром именуется «венцом творения». Люди устроены крайне сложно. Помимо физиологических функций, систем и органов, неотъемлемой составляющей частью любого человека является его душа, сознание.
Те процессы, которые происходят в его разуме и позволяют приобретать новые навыки, знания, накапливать жизненный опыт, совершать различные открытия. Духовные, нравственные и моральные ценности, умение воспринимать красоту и создавать ее – это тоже неотъемлемые составляющие человеческой природы.
Хотя психика и физиология человека фактически являются двумя гранями одного целого, между ними вполне возможны и так называемые конфликты. Как раз вопросы, связанные с противоречиями между духовным и телесным, обозначаются термином «психофизическая проблема» в науке.
Что это такое? Определение
Под данным термином понимаются все существующие или же теоретически возможные вопросы, относящиеся к взаимосвязям между психическими и физиологическими составляющими человеческой природы.
Согласно же принятому определению, психофизическая проблема – это соотношение духовного с материальным, сознания и телесного. Иными словами, это баланс между физическими и психическими процессами, их взаимное влияние и проникновение одного в другое.
Из истории этого вопроса
Впервые люди стали задумываться над тем, как соотносятся явления психической составляющей человеческой натуры с физиологическими процессами, еще в глубокой древности. Разумеется, в те времена еще не было в обиходе термина «психофизическая». Психофизиологическая проблема – выражение почти что современное, возникшее на стыке позапрошлого и минувшего столетий. В Средние века и в более ранние временные периоды в ходу были иные понятия: душа, жизнь тела и прочие.
Впервые же теория о разделении всего сущего на две основные составляющие – духовную и телесную – возникла в XVII столетии. Обозначил эту проблему и, соответственно, выдвинул первую теорию французский математик и философ Рене Декарт.
Согласно его размышлениям, психофизическая проблема заключается в нарушении соотношения двух субстанций – телесной и духовной. К телесной ученый отнес процессы, связанные с:
- питанием;
- дыханием;
- перемещением в пространстве;
- размножением.
Разумеется, и прочие физиологические явления также были отнесены к категории «телесная субстанция». К духовной составляющей, соответственно, отошли все те процессы, которые имеют отношение к проявлению воли, сознанию, мыслительным процессам.
Суть теории Рене Декарта
Французский ученый считал, что психические явления не имеют прямого отношения к физиологии и уж тем более не могут быть ее прямым следствием. Исходя из данного постулата, Декарт и искал объяснение сосуществованию этих противоположных составляющих в человеческой природе.
Ученый использовал термин «взаимодействие», а не «психофизическая проблема». В психологии современной теория Декарта считается одной из основополагающих и относится к разделу параллелизма сосуществования составляющих человеческой природы.
Взаимодействие психических и физических составляющих человеческой природы в ней рассматривается следующим образом:
- телесное влияет на душу, следствием чего является пробуждение низменных страстей, стремление к плотским утехам и чувственным наслаждениям в различных вариациях;
- духовное же заставляет организм трудиться над собой, укрощать порывы, развиваться и совершенствоваться.
Иными словами, первая научная постановка такого вопроса, как «психофизическая проблема» в философии рассматривала соотношение составляющих природу человека субстанций скорее как непрерывную борьбу, а не взаимное дополнение одного другим.
Кто еще занимался этим вопросом?
Учение Декарта нашло отклик среди ученых, и, конечно же, у него были собственные приверженцы и последователи. Наиболее значимый вклад в развитие этого вопроса внесли:
- Томас Гоббс.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц.
- Бенедикт Спиноза.
Каждый из этих ученых не просто занимался изучением или же развитием данного философского вопроса. Они вносили в понятие «психофизическая проблема» что-то свое, далеко не всегда и не во всем соответствующее направлению, обозначенному Декартом.
О теории Томаса Гоббса
Томас Гоббс, англичанин, философ и материалист, полагал, что в действительности важна лишь телесная составляющая человеческой природы, иными словами - ее физическая сторона. Английский ученый не отрицал существования духовной частицы в человеке, но утверждал, что она является только продолжением происходящих в организме физиологических процессов.
Исходя из того, что сознание, мышление и иные процессы, относимые к духовным, происходят из телесных и являются их производными, а не возникают самостоятельно, ученый пришел к выводу, что постичь их можно, наблюдая за физиологией человеческой природы.
Суть теории английский ученый разъяснял следующим образом: поскольку мышление является только следствием физических процессов, оно – субъективно, в отличие от телесной составляющей. Физиологические же явления, телесные нужды, происходящие в организме процессы, наоборот, объективны. Соответственно, изучая их, можно постичь и предугадать развитие субъективных субстанций, входящих в человеческую природу.
О теории Готфрида Вильгельма Лейбница
Один из самых знаменитых философов, логиков и математиков Саксонии тоже был не во всем солидарен с Рене Декартом. Также Лейбниц не поддерживал и учение английского философа Гоббса.
Согласно теории саксонца, духовное и телесное начала обладают одинаковым значением, и они равны по степени важности в природе человека. Лейбниц полагал, что телесная и духовная составляющие следуют собственным законам развития, гармонично дополняя одна другую.
Как полагал ученый, духовная составляющая человека проявляется под воздействием «конечных» причин, к примеру, необходимости в достижении какой-либо цели. Телесная же составляющая подчиняется объективным, действительным причинам. Эти составляющие не оказывают непосредственного воздействия одна на другую, то есть желание человека есть, пить или же необходимость в дыхании никак не влияют на его духовность, и наоборот. Тем не менее обе ипостаси человеческой природы пребывают в состоянии гармонии, поскольку являются частями единого целого.
Главенство же Лейбниц отводил не материальной, а духовной составляющей. То есть ученый полагал, что в некоторых случаях телесное начало следует за духовными потребностями, а не наоборот.
О теории Бенедикта Спинозы
Психофизическая проблема этим ученым рассматривалась в рамках воззрения монизма. Иными словами, Спиноза утверждал, что в человеческой природе нет отдельных составляющих. Природа человеческая едина, хотя ей и свойственны различные проявления, атрибуты или же качества.
Иными словами, дух и тело, согласно теории этого ученого, - всего лишь атрибуты единой человеческой природы. Соответственно, чем большую жизненную активность проявляет человек, тем совершеннее становится его природа - как духовная, так и физическая.
Суть теории этого ученого можно выразить поговоркой, гласящей, что в здоровом теле неизменно присутствует такой же крепкий и сильный дух. Спиноза считал, что чем более высока физическая культура человека, тем сложнее и организованнее его духовность, мышление, сознание.
Что думают современные ученые?
В наши дни психофизическая проблема кратко сводится к рассмотрению взаимодействия и оппозиций:
- душа и тело;
- ментальность и чувственность.
Современные психологи придерживаются трех основных теоретических столпов, оформившихся еще в позапрошлом столетии. Суть этих постулатов заключается в следующем:
- отчуждение от телесности;
- разделение эмоциональности и разума;
- представление организма в качестве механизма, машины.
Таким образом, современные ученые видят решение психофизической проблемы в том же, в чем и их предшественники, трудившиеся в позапрошлом столетии, а именно – в обретении полного контроля разума над духом и телом.
В позапрошлом столетии к разрешению вопросов, связанных с духовной и телесной составляющими человеческой природы, подавляющее большинство ученых подходили с позиций редукционизма. Этот же подход во многом сохраняет свою актуальность и в наши дни.
Что означает термин «редукционизм»?
Что такое «редукционизм»? Это совокупность методик и принципов, в основе которых лежит объяснение сути любых сложных процессов с помощью закономерностей, характеризующих простые явления.
К примеру, каждый кажущийся сложным социологический процесс может быть разбит на составляющие и объяснен при помощи закономерностей, характерных для экономических, биологических или же других явлений. Иными словами, в основе этого метода находится принцип сведения сложного к простому или же высшего к низшему.
О редукционизме в психофизических вопросах в прошлом веке
Подобные варианты решения психофизической проблемы возникли в позапрошлом столетии благодаря работам таких ученых:
- Людвиг Бюхнер.
- Карл Фогт.
- Якоб Молешотт.
Все они являлись материалистами. Сочетание идей и мыслей этих ученых получило в научном мире наименование «физиологический редукционизм». Суть данного направления заключалась в том, что мозг человека, как орган, выделяет в процессе своего функционирования мысль. Это происходит аналогично тому, как в печени выделяется желчь или же в желудке – сок. Таким образом, ученые полагали, что для объяснения психических явлений необходимо вплотную заниматься мозгом человека как органом.
Теория получила весьма широкое распространение, достигнув апогея в 20-е годы ушедшего столетия. В начале прошлого века было принято объяснять даже чрезвычайно сложные и запутанные психические состояния сочетаниями простейших рефлексов. В качестве примера вполне можно рассмотреть знаменитую «собаку Павлова». Сам И. П. Павлов также являлся сторонником и последователем идей физиологического редукционизма. В России этот метод был актуален для рассмотрения психофизических проблем вплоть до середины прошедшего столетия.
В психофизических вопросах редукционизм был подхвачен и взят на вооружение учеными, придерживающими направления бихевиоризма. Его суть заключается в отрицании существования духовной составляющей, а человек рассматривается в качестве «реагирующего на раздражители» организма.
О редукционизме в психофизических вопросах в наши дни
В середине прошедшего столетия методика редукционизма вошла в состояние глубоко кризиса. Ввиду того что придерживающиеся данного направления ученые фактически отрицали вероятность наличия сложных психических процессов, протекающих вне прямой зависимости от физиологии мозга, редукционизм как методика оказался несостоятелен.
Однако в XXI столетии это психологическое направление переживает перерождение. Разумеется, методология претерпела некоторые изменения и уже не содержит категорических утверждений. Однако суть ее остается прежней: объяснение сложного через познание простого.
Сам же метод широко используется в социологии и прочих науках. Редукционизм в социологии – способ рассмотрения личности через призму общественных отношений. Кибернетический редукционизм – способ рассмотрения психофизических процессов в качестве следствия анализа и переработки информации. То есть природа человека в этой теории представляется аналогичной устройству компьютера.
Как решаются психофизические вопросы на практике?
В современном мире наиболее остро стоит проблема психофизического развития детей. В это понятие входят:
- физическая развитость, состояние организма;
- нюансы психического формирования личности.
Задачей родителей и педагогов является поддержание этих параметров в стабильном балансе, гармонии. Отклонения или же нарушение в развитии одного из них неизбежно влечет за собой и проблемы в другом. То есть неразвитый телесно ребенок станет испытывать сложности и в психической деятельности – будет утомляться, плохо запоминать информацию, показывать неспособность к усвоению учебного материала.
Психофизическое состояние детей оценивается, в соответствии с нормативами, путем различных тестирований, сложность которых зависит от того, для какой возрастной группы они предназначены. Классификация различных отклонений в психофизическом развитии весьма обширна. К примеру, под это понятие подпадают как олигофрения, так и снижение слуха или остроты зрения.
При выявлении психофизической проблемы у ребенка она корректируется или же решается в соответствии со своей сложностью. К примеру, используются специальные развивающие или же обучающие методики. Подобными проблемами, возникающими у взрослых людей, как правило, занимаются психологи.