До утверждения бюджета в него необходимо обязательно включить дополнительные затраты, которые могут возникнуть из-за каких-либо непредвиденных обстоятельств. Непредвиденные расходы представляют собой дополнительные средства, обеспечивающие возможность выполнять различные задачи, которые могут стоить дороже, чем планировалось или вообще быть незапланированными. К примеру, непредвиденные затраты возникнут в том случае, если затраты были оценены слишком низко, если затраты на поставки превысят ожидаемые, если на выполнение задачи потребуется больше времени.
Также под непредвиденными расходами понимают затраты, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией товаров, включающие в том числе пени, штрафы, неустойки за нарушение правил перевозок, невыполнение обязательств по поставке, изготовление некачественных товаров, возмещение убытков, которые понесли потребители некачественной продукции, несвоевременную оплату поставок и так далее.
Способы расчетов непредвиденных затрат
Создание резерва финансовых средств на покрытие непредвиденных затрат является способом борьбы с рисками, предусматривающим оценку соотношения между потенциальным риском, влияющим на конечную стоимость проекта, и размерами расходов, которые необходимы для преодоления возможных сбоев в реализации проекта. Главной проблемой в процессе создания резерва является правильная оценка потенциальных последствий рисков.
Непредвиденные расходы могут рассчитываться несколькими способами. Например, один из методов состоит в предположении, что затраты, которые были включены в бюджет предприятия, являются наиболее вероятными. Затем используется механический метод подсчета непредвиденных затрат для каждой из задач. Для этого используется простая формула: 1 – (оптимальные затраты/максимальные затраты) х оптимальные затраты. Скорректированная величина непредвиденных расходов получается с учетом расчетных затрат и наиболее вероятных затрат. Эта величина равна разнице между оптимальными затратами и максимальными затратами при наихудшем развитии событий.
Большая разница между оптимальными затратами и максимальными затратами при наихудшем варианте влечет за собой наибольшие непредвиденные расходы. Напротив, если между этими величинами разница будет незначительной, тогда непредвиденные затраты будут меньше.
Главная проблема при использовании указанного метода расчетов состоит в том, что он находится в зависимости от использования оценки оптимальных затрат. В действительности использование этой оценки уместно только тогда, когда она основывалась на наиболее вероятном, близком к оптимальному или оптимальном варианте.
Нередко руководители проектов пользуются показателями наихудшего варианта в том случае, когда считают, что поставленные задачи связаны с высокими рисками. Тогда непредвиденные расходы следует рассчитывать другими методами.
Альтернативный метод расчетов, по которому можно оценить прочие затраты, в том числе и непредвиденные, заключается в прибавлении резервных 10 процентов сверх суммы бюджета, требуемой для реализации проекта.
После реализации проекта, для которого был выделен резерв, можно сравнить фактическое и плановое распределение расходов. На основе полученных данных вы можете выявить тенденции использования выделенной суммы. Неиспользованную часть можно снова возвратить в резерв на реализацию другого проекта. Важно отметить, что все разделы использования резерва необходимо регистрировать, а также готовить периодически о них доклады и отчеты вместе с остальной информацией о стоимости реализации проекта.