Французский кинематограф прошлого века обладает особым шармом. При просмотре таких картин создается ощущение, что они нам невероятно близки и понятны. Как создателям удавалось такое, несмотря на временной интервал в несколько лет?
Многие французские комедии наделены таким юмором, который нам понятен и сегодня. И на ум сразу приходит серия фильмов о Фантомасе, в которых, помимо блистательного Луи Де Фюнеса, снялось немало интересных актеров. Робер Дальбан, настоящее имя которого Гастон Поль Барре, относится к их числу. За свою жизнь он сыграл более чем в 200 картинах, и те зрители, которые любят старое французское кино, несомненно, вспомнят его киноработы.
Актер ушел из жизни в 1987 году, но оставил яркий след в кинематографе. Ему часто приходилось плыть против течения, но он всегда добивался поставленной цели и терпеливо ждал. Кто же этот парень, который играл редактора газеты в серии фильмов о Фантомасе?
Ранние годы
Будущий актер родился в 1903 году в небольшой коммуне Пуату-Шарант. Сам Робер Дальбан не раз говорил, что всегда любил свою родину – Францию, хотя и побывал во многих уголках мира. Как только он понял, что ему удается то, что больше всего нравится – лицедействовать, то решил взять творческий псевдоним в надежде, что более созвучная фамилия Дальбан принесет успех. С ранних лет он уже знал, что станет актером.
В старших классах Робер записался в театральный кружок и радовал одноклассников игрой на сцене. Это увлечение очень быстро переросло в настоящее хобби, и, воодушевившись будущей славой звезды с мировым именем, наш герой отправился в местный театр “Монпарнас”.
Первые шаги
Режиссеры не торопились отдавать ему главные роли, но не могли оспаривать несомненный талант мальчика. Ему доверяли второстепенные образы, и Дальбан был, безусловно, за это благодарен. Ведь так он набирался опыта и познавал азы актерской игры, наблюдая за репетициями маститых актеров, игравших в театре. Начало великого творческого пути было положено.
Робер Дальбан, биография которого включает множество интересных фактов, сумел сохранить свое желание стать великим актером и тогда, когда наступили сложные времена. С окончанием школы он вынужден был отправиться на работу: в стране царили голод и нестабильность, и пока мечтать о завоевании сцены было рано. Позже актер вспоминал, что подобные трудности лишь закалили его характер. Он набрался терпения и просто ждал. Ждал своего звездного часа.
Тернистый путь к признанию
20-е годы прошлого столетия оказались для Франции сложными. Но театральное искусство процветало, что помогло нашему герою найти себе более или менее приличную работу. Робер Дальбан поступает на службу в театр “Три мушкетера”, где под своеобразным псевдонимом R.Q. продолжает совершенствовать свое актерское мастерство. В эти годы он одновременно появляется на сценах двух парижских театров, но после знакомства с Сарой Бернар, которая к тому времени имела очень широкую популярность, он впервые в жизни покидает страну и перебирается на несколько лет в США. Там в паре с ней играет в различного рода кабаре и музыкальных постановках. К сожалению, карьера в чужой стране не складывается, и Робер вынужден вернуться обратно в Париж. Любимому городу он всегда остается верен.
Мастер эпизода
В середине 30-х Робер Дальбан знакомится с Габи Морле, которая “выписывает” ему путевку в большое кино. Дебют в кинематографе состоялся в 1934 году, но эпизодическая роль в комедии “Золото на улице” не приносит ему должной известности. Более того, его имя даже не указано в титрах.
Многие режиссеры считали, что на главные роли этот парень не годится: слишком непривлекательная внешность. Это обстоятельство повлияло на дальнейший творческий путь актера, которому долгое время пришлось довольствоваться второстепенными ролями. За кулисами его в шутку стали звать “мастером эпизода”. Именно в таком статусе он остается на страницах истории французского кино. Робер терпеливо ждет, преисполненный благодарности за возможность просто играть. Ведь даже небольшая роль – это шанс отточить свое мастерство.
Новый поворот в карьере
Робер Дальбан, фильмография которого продолжает пополняться новыми ролями, задумывается о личной жизни. В 1940 году он женится на актрисе Мадлен Робинсон. Но этот брак не приносит супругам ожидаемого счастья, и по прошествии шести лет они решают развестись. В браке у пары родился сын.
1950 год оставляет значимый след в карьере актера. Благодаря связям, оставшимся с времен посещения Америки, он участвует в озвучке “Унесенных ветром”. Знакомство с Робером Оссейном, который стал для Дальбана хорошим другом, приводит его в новый фильм “Мерзавцы попадают в ад”. В последующие годы актер прочно закрепляется в своем ремесле. Режиссеры уже с радостью отдают ему эпизодические роли, а критики говорят о том, что никто не может блистать на второстепенном плане так, как это делает Робер. Так в кинематографе появляется великий французский актер Робер Дальбан.
В 1963 году ему предлагают роль в фильме “Дядюшки-гангстеры”, где он играет парня по имени Джон. Это приносит ему неимоверный успех, а цитаты героя моментально расходятся в массы. Работа над картиной знакомит Робера с режиссером Жоржем Лотнером, и их многолетняя дружба приводит к тому, что почти в каждый свой следующий фильм Лотнер приглашает Дальбана.
В 1964 году его популярность снова достигает вершин. Робер Дальбан в фильме “Фантомас” органично вписывается в образ редактора газеты “Рассвет”. И прекрасно ладит на площадке с именитыми звездами: Луи Де Фюнесом и Жаном Маре. Актер также появляется в этой роли в последующих частях фильма.
Среди других ярких киноработ Робера можно отметить такие картины, как “Укол зонтиком”, “Бум”, “Отверженные”, “Папаши”.
… оставаясь на страницах истории
Обидно, что в свои последние годы “мастер эпизода” оказался полностью забыт: новых ролей не было. Это привело жизнь Робера к полному запустению: ведь без игры в кино он себя не представлял. Актер понимал, что постепенно становится не модным и даже не нужным, но его таланта могло еще хватить на десятилетия.
Прекрасный человек и великолепный актер, Робер Дальбан сумел после себя оставить множество запомнившихся образов, каждый из которых он воплощал с полной самоотдачей. По-другому он просто не мог. С уходом актера из жизни, ушла целая эпоха смешного и не очень кино, эпоха французского кинематографа, уступая место новым жанрам и новым именам.