Родноверы — это представители относительно нового религиозного движения, которое представляет собой реконструкцию неоязыческого толка. Это одно из направлений славянского неоязычества. Своей целью родноверы провозглашают возрождение дохристианских верований и обрядов. Некоторые практикуют обряды "имянаречения" и "очищения", в результате которых получают новые языческие имена.
История зарождения
Первые родноверы — это представители славянского неоязычества, которые появились еще в начале XIX столетия. Программной для них стала работа российско-польского этнографа Зориана Доленга-Ходаковского, который в своем трактате "О славянщине до христианства" объявил об ошибочности христианизации славян, обосновав необходимость возрождения язычества. Его труд был опубликован в 1818 году.
В 1848 году выходит книга польского педагога и философа Бронислава Трентовского "Славянская вера, или Этика, управляющая Вселенной". Он пишет, что славянские боги являются разными ипостасями единого бога, в том числе и христианского.
Массово движение язычников-родноверов начало оформляться в 20-е, 30-е годы XX века в среде украинцев и поляков. В 1921 году польский неоязычник Владислав Колодзей создает "Святой круг последователей Святовита". В настоящее время его идеологическими последователями считаются представители "Родной польской церкви", зарегистрированной в 1995 году.
В 1937 году польский националист Ян Стахнюк, автор книги "Христианство и человечество", организует вокруг журнала "Община", издававшегося в Варшаве, одноименное движение.
На Украине первым идеологом родноверов стал профессор Владимир Шаян, исследователь санскрита. Он сотрудничал с Украинской повстанческой армией, в составе которой в 1936 году даже появилась группа имени Перуна. В 1945 сам Шаян основывает "Орден рыцарей Бога Солнца".
Положение в современной России
В современной России о том, кто такие староверы-родноверы, стало известно во время перестройки. Именно тогда начали массово появляться религиозные общины этого направления. Однако у них не было никакого официального статуса, поэтому сегодня не представляется возможности говорить об их фактическом масштабе.
В первые неофициальные объединения русских, белорусских и украинских язычников вошло много представителей гуманитарной, научно-технической и творческой интеллигенции. Они отказывались принимать изменения, происходившие в стране, были против усиления роли в обществе православной церкви.
Предводители направления
С начала 90-х возникают первые лидеры славян-родноверов, стремительно набирающие популярность. Среди них выделяется писатель Александр Белов, психолог Григорий Якутовский, культуролог и философ Алексей Евгеньевич Наговицын.
Авторитетом в кругах родноверов в России пользовался национал-анархист Алексей Добровольский. Он стал автором программной для многих неоязычников статьи "Стрелы Ярилы", которая распространялась в самиздате. Ряд его брошюр сегодня внесен в список экстремистских материалов. Добровольский был диссидентом во времена существования Советского Союза. После развала СССР уехал в деревню Весенево в Кировской области, откуда вел активную пропагандистскую работу.
Еще одним лидером родноверов в то время становится философ Виктор Безверхий. Он еще в 1986 году основал секретное "Общество волхвов" в Ленинграде. С 1990 года оно известно как "Союз Венедов".
Активная пропагандистская и публицистическая работа привела к появлению на территории бывших советских республик десятков подобных общин. Тогда многие узнали, что родноверы — это неоязычники, которые преимущественно занимались распространением своих идей, организацией и подготовкой традиционных для славян праздников.
В июне 1994 года на границе Смоленской и Калужской областей состоялся слет, который сегодня преподносится как первый за продолжительное время праздник Купалы в России. В нем приняло участие всего 19 человек.
Объединения и расколы
Первой официально зарегистрированной неоязыческой религиозной организацией стала Московская славянская языческая община. Соответствующие документы в Министерстве юстиции она получила в начале 1994 года. Неофициально она действовала еще с конца 80-х. Ее лидерами были уже упоминавшийся Белов и ученый-арабист, один из адептов антисемитизма Валерий Емельянов.
В 1989 году данной общиной было проведено первое в РСФСР языческое богослужение. Оно состоялось неподалеку от Горьковской железной дороги. Его участники поклонялись Хорсу, славянскому богу солнца. Также прошла церемония "анти-крещения" неофитов, показательные бои ратоборцев.
Совсем скоро в среде неоязычников начались серьезные разногласия. Становится понятно, как разозлить родновера. Из-за идеологических расхождений Белов исключает из общины Емельянова, а вскоре и сам выходит из числа учредителей. Новый руководитель Сергей Игнатов пересматривает большинство собранных его предшественниками материалов по обычаям, культуре и верованиям. Основное внимание он решает уделить "восстановлению" праздников и обрядов.
Благодаря своему официальному юридическому статусу Московская славянская языческая община инициирует процесс объединения всех родноверов страны. Налаживаются связи с единомышленниками в Чехии, Польше, на Украине. Появляется идея объединения российских родноверов в одну организацию.
В 1997 году в Калуге проходит учредительный съезд. Главой основанного Союза славянских общин родной веры выбирают Вадима Казакова. Через несколько лет в Союз включаются десятки мелких и более крупных общин со всей страны. Казаков ушел в отставку только в 2011 году.
В 1998 году Московская славянская языческая община и обнинская община "Триглав" выходят из состава Союза из-за разногласий с Казаковым. В 2002 году появляется "Битцевское Обращение", авторы которого выступают против шовинизма, сильно распространившегося к тому времени в неоязычестве. На тот момент это был один из самых эффективных способов, как разозлить родновера. Итогом становится создание Круга языческих традиций. В его рамках объединяются крупнейшие общины родноверов, существовавшие на тот момент на территории России.
Осуждение псевдонаучных теорий
В 2009 году Круг языческой традиции и Союз славянских общин находят точки соприкосновения. Они выступают с совместным заявлением, в котором осуждают многих популярных на тот момент авторов, обвиняя их в том, что они выдают свое творчество за образцы языческого миропонимания и взглядов. Руководители этих общин посчитали необходимым предупредить всех своих сторонников, что при чтении книг этих авторов они могут быть введены в заблуждение их провокационными теориями, которые замаскированы под официальную науку. Данные учения в этом обращении называются псевдолингвистикой, откровенными домыслами и лженаукой.
Претензии касались нескольких крупных специалистов, которые считались бывшими родноверами. В частности, осуждались труды доктора философских наук Валерия Чудинова, известного как автора псевдонаучных теорий и публикаций в области лингвистики и древнерусской истории. Специалисты относят его труды к жанру фолк-хистори. Досталось и автору оккультных учений Николаю Левашову, которого журналисты характеризуют как создателя в нашей стране тоталитарного культа "Возрождение. Золотой Век". Он автор книги под названием "Россия в кривых зеркалах", которая признана экстремистской. Критикуют и руководителя нового религиозного объединения "Древнерусская церковь православных староверов-инглингов". Деятельность его общины была запрещена в 2004 году, так как суд счел ее идеи экстремистскими.
В 2012 году псевдонаучными признали труды еще ряда исследователей, в том числе сатирика Михаила Задорнова.
Основы учения
Родноверие — это верование, основанное на поклонении пантеону славянских богов. Оно базируется на фундаментальных исследованиях отечественного археолога, специалиста по истории Древней Руси и славянской культуре Бориса Александровича Рыбакова.
Те, кто близок к Кругу языческой традиции, не обладают единым взглядом по многим догматическим вопросам, видя в этом особенность нынешнего язычества. Они сходятся в том, что язычник является носителем природной веры и языческого мировоззрения, живя в гармонии и ладу с ней. Важно при этом признавать Землю живым организмом, что считается равносильным признанию ее Божественного начала.
Из-за разобщенности родноверия пантеоны богов могут различаться, но основная масса славянских божеств остается неизменной. Это Сварог, Перун, Коляда, Велес, Макошь, Лада, Стрибог, Ярила.
Символика
Знакомство родноверов с основами языческой веры начинается с определенной символики. Русские родноверы, как правило, используют 6-лучевую или 8-лучевую свастику, которая направлена по часовой стрелке. В таком виде она символизирует восходящее солнце.
Колядник или 8-лучевой Коловрат можно увидеть на официальной эмблеме Союза славянских общин. Он там присутствует вместе со сдвоенной славянской руной "Сила", об историческом существовании которой можно говорить только гипотетически.
Праздники
Родноверы стремятся соблюдать славянские традиции и обряды. Существует внешние обряды с привлечением большого количества людей и внутренние, на которые собираются исключительно малыми группами. Например, итогом первого съезда "Круга языческой традиции" завершилось ритуальными кострами, принесением "треб" божествам. Их присутствие на праздники было обозначено большим количеством специальных идолов.
Подавляющее большинство языческих объединений в современной России празднуют четыре основных солнечных праздника родноверов. Это Коляда, Иван Купала, Комоедица, Таусень. Давайте рассмотрим вкратце все праздники.
Коляда — праздник родноверов, который соответствует зимнему солнцестоянию, аналог славянского Рождества. Его обязательными атрибутами становятся ряженые, которые используют рога, шкуры и маски, а также колядовые песни, гадания, молодежные игры, обязательное поощрение колядовщиков.
Комоедица — это весеннее равноденствие. Считается, что он посвящен пробуждению медведя, окончанию зимы. Академик Рыбаков отмечал, что название этого праздника происходит от индоевропейского корня, того же, что и древнегреческая "комедия". При этом ученый его связывал с охотничьим культом медведя, относил к временам каменного века.
Иван Купала — летнее солнцестояние. Это старинный праздник для большинства славян, который ассоциируется с наивысшим расцветом природы. Примечательно, что ночь накануне этого дня превосходит по своему значению даже сам праздник.
Наконец, это Таусень, то есть осеннее равноденствие. К этому времени крестьяне успевали завершить основные уборочные работы, отмечали успешное окончание рабочего года в поле. На фото родноверов можно увидеть, как сегодня празднуют это и другие события.
Научный взгляд на родноверие
С позиции этнологии современное родноверие внимательно изучал доктор исторических наук Виктор Александрович Шнирельман. В мировом неоязычестве эксперт выделял два основных потока. Это было умозрительное неоязычество, которое получило распространение среди городской интеллигенции. Данное учение практически лишено какой-либо связи с истинно народной культурой. Также народная религия возрождается на селе, где уже можно проследить линию преемственности, идущую из самых глубин культуры.
Неоязычество большинство ученых рассматривают с позиций русского национализма, который отрицает православие, не считая ее основополагающей национальной ценностью. При этом выделяются две основные задачи, над выполнением которых трудится русское неоязычество. Это защита природной среды от воздействия современной цивилизации и спасение отечественной культуры от модернизации. Особое внимание при этом уделяется националистическим, антихристианским, антисемитским настроениям.
С этой точки зрения позицию родноверов часто рассматривают суды, вынося решения по поводу признания тех или иных материалов неоязычников экстремистскими.
Отношение официальной церкви
В 2004 году глава РПЦ Алексий II заявил, что распространение неоязычества является одной из главных угроз XXI века. Его он поставил в один ряд с терроризмом и иными губительными явлениями современной цивилизации.
В ответ Круг языческих традиций направил официальное письмо в Священный синод РПЦ, в котором заявил о недопустимости подобных заявлений, задевающих достоинство и честь современных язычников, нарушающих законы о свободе совести.
В 2014 году уже следующий патриарх Кирилл говорил о том, что при попытках сохранить национальную память возникают опасные и болезненные явления, к которым относятся и псевдорусские языческие верования. Корни этого глава Русской православной церкви усмотрел в ревизии отечественной истории 1990 года и игнорировании значения русского народа. Итогом этого стала потеря веры у народа в собственную страну.
Атаки родноверов на представителей других конфессий — крайне редкое явление, но все же такие прецеденты есть. В 2008 году националисты-родноверы Станислав Лухмырин, Давид Башелутсков и Евгения Жихарева соорудили бомбу, которая была помещена в банку. Запал представлял собой петарду. Террористы оставили ее в церкви Николая Чудотворца в Бирюлево, где взрывное устройство было обнаружено служительницей храма. Она попыталась потушить задымившийся пакет. В результате потеряла глаз и получила ожоги лица.