Герман Эббингауз — немецкий психолог, который стал пионером экспериментального исследования памяти. Это первый человек, охарактеризовавший кривую обучения. Также он известен открытием кривой забывания Эббингауза и методики повторения. Его метод стал одним из самых важных экспериментов ранней психологии.
Ранняя жизнь
Герман Эббингауз родился в Бармене, в Рейнской провинции Королевства Пруссии, в семье богатого купца. Он воспитывался в лютеранской вере и был учеником городской гимназии. В возрасте 17 лет он начал посещать Боннский университет, где планировал изучать историю и филологию. За время своего пребывания там он развил интерес к философии.
Профессиональная карьера
После получения докторской степени Эббингауз переехал в Европу. В Англии он преподавал в двух небольших школах на юге страны. Позже он переехал в Германию, где стал профессором Берлинского университета. В 1890 году вместе с Артуром Кенигом он основал журнал "Психология и физиология органов чувств".
В 1894 году он перебрался в Польшу, где работал в комиссии, которая изучала, как умственные способности детей снижались в течение учебного дня. Так родилась методика Эббингауза для младших школьников. Была заложена основа для будущего тестирования интеллекта.
Начало исследований
в 1878 году Эббингауз начал проводить над собой формальные эксперименты. Они положили начало психологическому изучению обучения и памяти. Профессор был полон решимости показать, что высшие психические процессы могут быть изучены с помощью экспериментов, которые были в оппозиции к популярной мысли того времени. Методика Эббингауза — это использование простой акустической кодировки и репетиция обслуживания, для которой мог бы применяться список слов.
"Бессмысленные слоги"
Обучение зависит от предварительных знаний. Поэтому человеческому сознанию нужно что-то, что можно легко запомнить, не опираясь на предшествующие когнитивные ассоциации. Легко формируемые ассоциации с регулярными словами будут мешать результатам. Методика Эббингауза построена на использовании элементов, которые позже будут называться "бессмысленными слогами". Это комбинации типа "согласная-гласная-согласная", где согласные не повторяются и слог не имеет предшествующей ассоциации. Эббингауз создал свою коллекцию таких слогов в количестве 2300. Под обычный звук метронома и с одинаковой интонацией голоса, он зачитывал их и пытался вспомнить в конце процедуры. Одно такое исследование потребовало 15 000 декламаций.
Ограничения на исследование памяти
Есть несколько ограничивающих факторов в методике Эббингауза. Самым важным стало то, что профессор был единственным исследовавшимся человеком. Это ограничивало обобщенность исследования для населения. Эксперименты Эббингауза остановили эксперименты в других, более сложных вопросах памяти, таких как семантическая, процедурная и мнемоника.
Кривые забвения и обучения
Кривая забывания Эббингауза описывает экспоненциальную потерю информации, которую узнал человек. Самый резкий спад происходит в первые двадцать минут. Распад является значительным в течение первого часа. Кривая выравнивается примерно через день.
Кривая обучения Эббингауза относится к тому, как быстро человек изучает информацию. Самое резкое увеличение происходит после первой попытки, а затем постепенно выравнивается. Это означает, что после каждого повторения сохраняется все меньше и меньше новой информации.
Экономия памяти
Еще одно важное открытие — сбережение. Она относится к количеству информации, хранящейся в подсознании даже после того, когда она не может быть сознательно доступна. Эббингауз запоминал список предметов до тех пор, пока он не был полностью восстановлен. После этого он не получал доступ к списку до полной потери памяти о нем. Затем он переучивал слова и сравнивал новую кривую обучения с предыдущей. Второй раз запоминание происходило быстрее. Разница между кривыми и называется сбережением.
Польза для школы
Эббингаузу принадлежит инновация, связанная с тренировками завершения предложения. Таким образом он изучал способности школьников. Его упражнения позаимствовал Альфред Бинет и включил в шкалу интеллекта Бинета-Саймона. Завершение предложения широко используется в исследованиях памяти. Также — в психотерапии, в качестве инструмента, помогающего использовать мотивацию и побуждения пациента.
В современном мире применяется тест по методике Эббингауза "Заполнение пропущенных в тексте слов". Его используют для того, чтобы выявить развитие речи и продуктивность ассоциаций. Испытуемый знакомиться с текстом, в который может вписывать слова. Их необходимо подобрать так, чтобы получился связный рассказ.
Работа с памятью
В своей методике Эббингауз описал разницу между непроизвольной и добровольной памятью. Первая происходит с кажущейся спонтанностью и без какого-либо волевого акта. Вторая — сознательно и при усилии воли. До Эббингауза, большинство вкладов в изучение памяти были предприняты философами и сосредоточены на наблюдательном описании и спекуляции. Его влияние на исследование памяти было почти немедленным. Оно было соединено с растущим развитием механизированных приборов, которые помогли в записи и изучении памяти. Реакция на его деятельность в свое время была в основном положительной.
В своей работе по памяти Эббингауз разделил свои исследования на четыре раздела: введение, методы, результаты и дискуссионный раздел. Ясность и организация этого формата была настолько впечатляющей для современников, что теперь он стал стандартом в дисциплине, которым следуют все исследовательские отчеты.
Основные труды
Методика Эббингауза стала революционной в экспериментальной психологии. Его знаменитая монография "Память: вклад в экспериментальную психологию" (1895) позволила сделать многие открытия, которые до сих пор признаны действительными и имеют центральное значение. Книга стала моделью исследовательской практики в новой дисциплине. Строгое применение методики Эббингауза, проб, статистики и результатов — все это является стандартной практикой в традиционной психологии.
В 1902 году Эббингауз опубликовал свою следующую статью под названием "Основы психологии". Это был мгновенный успех, который продолжался еще долго после его смерти. Его последняя опубликованная работа "План психологии" (1908) также пользовалась большим интересом со стороны психологов.