Воздушная стрелка контактной сети: устройство, принцип работы и параметры

Воздушная стрелка контактной сети является важным элементом конструкции контактной сети электрифицированных железных дорог. От ее правильной работы и регулировки зависит бесперебойное электроснабжение подвижного состава.

Воздушная стрелка контактной сети предназначена для плавного перевода токоприемника электровоза или электропоезда с одного участка контактной подвески на другой. Это позволяет обеспечить непрерывный контакт токоприемника с контактным проводом при прохождении стрелочных переводов, кривых участков пути и в местах разветвления контактной сети.

Конструкция воздушной стрелки

Воздушная стрелка контактной сети состоит из неподвижной и подвижной частей. Неподвижная часть крепится к опоре контактной сети и включает кронштейн, изолятор и основание. Подвижная часть состоит из каретки, штанги и тяги. Каретка может перемещаться по направляющей основания в горизонтальной плоскости. Штанга соединяется с кареткой с помощью шарнира и обеспечивает подъем и опускание контактного провода. Тяга служит для механического перемещения каретки при проходе поезда.

Принцип работы стрелки

При прохождении поезда токоприемник воздействует на контактный провод, заставляя штангу отклоняться. Это вызывает перемещение каретки вдоль направляющей основания стрелки. Тяга обеспечивает возвращение подвижной системы в исходное положение после прохода состава.

Благодаря перемещению каретки происходит плавный переход токоприемника с одного участка контактной сети на другой. Это позволяет избежать искрения и обеспечить бесперебойную работу токоприемника на стрелочных переводах и кривых.

Параметры и регулировка стрелки

Параметры воздушной стрелки на контактной сети определяются в зависимости от конструкции и назначения. Основные параметры:

  • Ход каретки - расстояние перемещения каретки при проходе поезда.
  • Высота подъема контактного провода.
  • Угол поворота штанги.
  • Усилие срабатывания - усилие, необходимое для перемещения каретки.

Регулировка воздушной стрелки контактной сети выполняется для обеспечения плавности хода каретки, требуемой высоты подъема провода и угла наклона штанги. Для этого изменяют натяжение пружин и длину тяги.

Рабочий проверяет стрелку.

Монтаж и обслуживание

Монтаж воздушной стрелки контактной сети производится согласно проекту. Стрелку устанавливают на железобетонную или металлическую опору. Закрепляют неподвижную часть, монтируют подвижную систему, регулируют параметры.

В процессе эксплуатации требуется периодически проверять состояние деталей стрелки, очищать от грязи и проводить смазку подвижных частей. При выявлении неисправностей проводят ремонт или замену элементов стрелки.

Автоматизация управления

На современных железных дорогах применяются автоматические стрелки, управление которыми осуществляется дистанционно. Это повышает безопасность и сокращает время на перевод стрелок.

Для автоматического управления в конструкцию старелки встраивается электропривод. Он обеспечивает смещение основания стрелки при подаче управляющего сигнала, переводя токоприемник с одного пути на другой.

Применение автоматизированных стрелок повышает скорость движения поездов и пропускную способность железных дорог за счет сокращения времени на стрелочные переводы.

Поезд проходит через стрелку на мосту.

Требования к материалам и защите от коррозии

Конструкция "воздушная стрелка контактной сети" работает в сложных условиях воздействия атмосферных факторов. Для обеспечения надежности и долговечности применяются специальные материалы.

Основание и каретка изготавливаются из высокопрочного чугуна или стали. Штанги делают из дуралюминия, обладающего высокой коррозионной стойкостью и небольшим весом.

Для защиты от коррозии металлические детали покрываются цинковыми или алюминиевыми сплавами. Применяются также эмали, краски и пластичные смазки.

Размеры стрелок

Размеры стрелки зависят от ее типа и назначения. Например, для стрелок на кривых участках пути ход каретки составляет 400-800 мм. Высота подъема контактного провода - 100-200 мм. Угол поворота штанги может достигать 30 градусов.

На станциях устанавливают более мощные стрелки с длиной перемещения каретки до 2500 мм. Высота подъема провода до 500 мм, угол поворота штанги - до 45 градусов.

Масса стрелок варьируется от 25 до 250 кг в зависимости от габаритов и применяемых материалов. Грузоподъемность от 100 до 1000 кг.

Аварийные ситуации

Нарушение работы системы "воздушная стрелка контактной сети" может привести к аварийным ситуациям. К ним относятся:

  • Заклинивание каретки, препятствующее перемещению токоприемника.
  • Падение контактного провода из-за поломки штанги.
  • Разрушение изолятора и короткое замыкание.

Для предотвращения аварий требуется регулярно проверять техническое состояние стрелок и своевременно устранять неисправности.

Устройство безопасности

Для повышения безопасности применяются специальные устройство безопасности в конструкции стрелок.

Устанавливаются ограничители хода каретки, исключающие ее сход с направляющей. Применяются предохранительные устройства от падения штанги и провода.

Устанавливают датчики контроля положения стрелки и целостности контактной подвески. Их сигналы поступают на пульт управления.

Такие меры позволяют своевременно обнаруживать неисправности стрелок и предотвращать возникновение аварийных и опасных ситуаций.

Автоматическое диагностирование

Для оперативного выявления неисправностей воздушная стрелка контактной сети может оснащаться системами автоматического диагностирования.

Они включают датчики контроля перемещения каретки, вибрации, температуры узлов. Полученные данные анализирует блок обработки информации.

При обнаружении отклонений от нормы происходит автоматическое оповещение обслуживающего персонала для оперативного устранения неполадок.

Усовершенствование конструкции

Конструкция современных стрелок постоянно совершенствуется для повышения надежности и удобства обслуживания.

Применяются новые композитные материалы, уменьшающие вес подвижных частей. Улучшается эргономика узлов для облегчения монтажа и ремонта.

Разрабатываются конструкции, позволяющие увеличить срок службы стрелок между плановыми обслуживаниями.

Обучение специалистов

Для поддержания стрелок в работоспособном состоянии требуются квалифицированные кадры.

Специалисты проходят первоначальное обучение по устройству и принципам работы стрелок, правилам монтажа, регулировки и обслуживания.

Периодически проводится повышение квалификации с учетом внедрения новых типов оборудования и технологий.

Перспективы развития

Дальнейшее развитие конструкции стрелок связано с применением новых материалов, повышением автоматизации, внедрением диагностических систем.

Основные направления: повышение надежности и безопасности, увеличение срока службы, облегчение обслуживания, снижение затрат на эксплуатацию.

Совершенствование стрелочных конструкций будет способствовать повышению качества и эффективности работы железнодорожного транспорта.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.