Виды информации по форме представления на носителе: какие существуют, как классифицируются

Какие виды информации по форме представления существуют и на каких носителях они могут храниться? В этой статье подробно рассматриваются текстовая, графическая, аудиальная информация и мультимедиа. Анализируется история появления различных форматов и их особенности. Даются практические советы по работе с большими объемами данных.

Вид небоскребов ночного города

Текстовая информация и ее носители

Текстовая информация - это информация, которая представлена в виде буквенно-цифровых символов, образующих слова и предложения естественного или искусственного языка. Основными носителями текстовой информации издревле были камень, глина, папирус, пергамент, бумага. С появлением печатного станка текстовую информацию стали массово тиражировать в виде печатных книг. В наши дни огромные объемы текстов хранятся в электронном виде на жестких дисках, оптических дисках, флэш-накопителях и в облачных сервисах.

Первые тексты появились еще в древности - это были наскальные надписи, клинопись на глиняных табличках, иероглифы на папирусе. С развитием письменности стали использоваться более удобные материалы для записи текста - пергамент, бумага. Ручное переписывание книг было очень трудоемким. Настоящая революция произошла после изобретения в середине XV века Иоганном Гутенбергом печатного станка. Книгопечатание позволило быстро тиражировать печатные издания.

Первая печатная книга Библия Гутенберга была выпущена тиражом 180 экземпляров.

С появлением компьютеров стало возможным создание, редактирование, хранение и передача текстовой информации в цифровом электронном виде. Преимущества: высокая скорость обработки, простота копирования и передачи по сети. Современные текстовые форматы (DOCX, PDF) позволяют сохранять текст с различным форматированием и встроенной графикой.

По сравнению с другими формами представления информации, текст обладает рядом достоинств:

  • компактность хранения больших объемов информации;
  • возможность точной передачи сложных смыслов;
  • простота редактирования и структурирования.

В то же время у текстовой информации есть и недостатки:

  • большие объемы текста трудно воспринимать;
  • текстовое описание не всегда наглядно;
  • требуется грамотность для понимания текстов.

Чтобы эффективно работать с большими массивами текстовых данных, рекомендуется:

  1. Структурировать текст, разбивать на разделы с помощью заголовков;
  2. Использовать списки и таблицы для упорядочивания данных;
  3. Выделять ключевые моменты жирным шрифтом или курсивом.
Портрет читающего студента

Графическая информация и ее носители

Графическая информация - это информация, представленная в виде изображений - рисунков, чертежей, фотографий, диаграмм. Традиционно графическая информация создавалась на таких носителях, как бумага, холст, стены пещер и зданий. С развитием компьютерных технологий появились новые цифровые форматы для хранения и обработки графической информации.

История графических изображений насчитывает десятки тысяч лет. Первые образцы - это наскальные рисунки в пещерах, созданные первобытными людьми. Затем люди научились создавать изображения на глиняных табличках, папирусе, шелке и других материалах. Изобретение бумаги и печатной книги позволило тиражировать изображения вместе с текстом.

Носитель Форматы
Бумага Рисунки, плакаты, книжная иллюстрация
Холст Живопись, графика
Фотопленка Фотография

В компьютерной графике используются цифровые форматы:

  • растровая графика (JPEG, PNG, GIF);
  • векторная графика (SVG, EPS, AI);
  • трехмерная графика (3DS, PLY, STL).

Главное преимущество графической информации - наглядность и образность. Изображения легче запоминаются и позволяют быстро усвоить информацию. Удачно подобранная графика делает презентации и публикации более эффектными. Но чрезмерное увлечение графикой может привести к перегрузке и снизить восприятие смысла.

Аудиальная информация и ее носители

Аудиальная информация - это информация, представленная в виде звуков и речи. Исторически эта информация распространялась "на слух" или с помощью примитивных технических средств. Например, в Древней Греции актеры играли в амфитеатрах без усиления голоса. Первая звукозапись была сделана в 1857 году Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем на фонографе.

Основные традиционные носители аудиоинформации:

  • механические (фонограф, граммофон)
  • магнитные (кассеты, винил)
  • оптические (CD, DVD-Audio)

Цифровые форматы: MP3, AAC, WMA, FLAC. Они позволяют записывать и хранить звук в компьютерных файлах без потери качества.

Плюсы аудиального представления информации:

  • возможность воспринимать на слух в фоновом режиме;
  • эмоциональная окраска живой речи и музыки.

Рекомендуемая длительность прослушивания аудио - не более 30-40 минут непрерывно, так как внимание снижается. Для обучения оптимальны фрагменты по 10-15 минут с перерывами.

Мультимедиа как комбинированная информация

Мультимедиа - это комбинация различных типов информации в одном цифровом представлении: текста, графики, аудио, видео, анимации и др.

История мультимедиа берет начало от "волшебного фонаря" - устройства для показа изображений со звуковым сопровождением, популярного в 19 веке. В 20 веке появилось кино - совмещение видеоряда и аудиодорожки. Компьютерные технологии позволили совмещать практически любые формы представления информации в одном цифровом файле.

Наиболее распространенные мультимедийные форматы:

  • видео (AVI, MP4, MKV);
  • анимация (SWF);
  • презентации (PPTX);
  • веб-страницы (HTML);
  • видеоигры.

Главное преимущество мультимедиа - возможность комплексного воздействия на органы чувств человека - зрение и слух одновременно. Это повышает эмоциональное восприятие. Но чрезмерное увлечение эффектами может рассеивать внимание и мешать сосредоточиться на смысле.

Для создания качественного мультимедийного контента важно соблюдать баланс между разными форматами и выстраивать логичную композицию материала.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.