Момент затяжки колесных гаек: важные нюансы

Момент затяжки колесных гаек - критически важный параметр, от которого напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. Недостаточно затянутые гайки могут привести к отрыву колеса на ходу, а чрезмерная затяжка грозит повреждением резьбы и другими проблемами.

Значение момента затяжки колесных гаек

Момент затяжки - это величина крутящего усилия, которое прикладывается к гайке или болту при закручивании. Измеряется он обычно в ньютон-метрах (Нм). Каждый автопроизводитель указывает в инструкции по эксплуатации рекомендуемые значения моментов затяжки для конкретной модели.

От правильно подобранного и соблюденного момента затяжки зависит:

  • Безопасность движения - при слабой затяжке возможно самопроизвольное откручивание гаек и потеря колеса;
  • Управляемость автомобиля - из-за плохо закрепленного колеса появляется люфт, вибрация;
  • Срок службы шин и подшипников - неправильная передача нагрузки приводит к их ускоренному износу.

По данным ГИБДД, до 12% ДТП происходит из-за неисправностей колес и шин, к которым относится и ослабление гаек крепления. Типичный пример - откручивание гаек на переднем колесе с выездом автомобиля на встречную полосу и лобовым столкновением.

Подбор правильного крепежа

Крепление колеса к ступице осуществляется с помощью болтов или гаек. Иногда используют комбинацию "гайка-шпилька". В любом случае, элементы крепежа должны:

  • Соответствовать типоразмеру шпилек/отверстий на автомобиле;
  • Качественно центрировать колесо благодаря форме головки/торца;
  • Выдерживать заданные нагрузки, исключая деформации.

Особое внимание стоит уделить резьбовой части - любые повреждения резьбы недопустимы. Такой крепеж подлежит обязательной замене. При установке универсальных дисков и использовании переходных колец также меняется распределение нагрузки на крепеж.

Некачественный или неподходящий крепеж значительно снижает эффект от правильной затяжки гаек. В итоге резьба деформируется, а момент затяжки колесных болтов и гаек теряет всякий смысл.

Поэтому перед установкой колес обязательно убедитесь в пригодности имеющегося крепежа!

Затяжка гаек ключом

Как определить нужный момент затяжки

Чтобы затянуть гайки с необходимым усилием, нужно знать требуемый момент для конкретной модели автомобиля. Есть несколько способов его определить:

  1. Посмотреть в инструкции по эксплуатации автомобиля - здесь обычно приводятся значения моментов для штатных дисков и крепежа;
  2. Воспользоваться универсальной формулой расчета, исходя из параметров установленных колес;
  3. Применить специальный динамометрический ключ, на котором задается нужное усилие.

Для популярных легковых автомобилей значения моментов затяжки гаек обычно лежат в диапазоне от 100 до 200 Нм. Например, для "момент затяжки колесных гаек тойота" составляет 103 Нм, а для "момент затяжки колесных гаек нива" - от 70 до 78 Нм.

Последовательность затяжки колесных гаек

При закручивании нескольких гаек или болтов крепления (а их обычно от 4 до 6) нужно соблюдать определенную последовательность. Затягивание производится перекрестно, по диагонали, а не по кругу.

Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки на все крепежные элементы и исключает перекосы колеса относительно ступицы.

Нарушение порядка затяжки приводит к тому, что при движении происходит самооткручивание ослабленных гаек и деформация отверстий в диске.

Особенности затяжки гаек в нестандартных случаях

В некоторых ситуациях процесс затяжки колесных гаек имеет свои нюансы:

  • При установке антивандальных "секреток" момент нужно выбирать из допустимого для них диапазона;
  • Со ступичными адаптерами и переходными кольцами нагрузка на крепеж выше;
  • У универсальных дисков монтажные отверстия больше -> крепеж работает с бóльшим плечом.

Во всех подобных случаях момент затяжки "колесных" гаек нужно либо уменьшать, либо подбирать более прочный крепеж.

Пневмогайковерт на пит-стопе

"Какой" момент выбрать для затяжки гаек

Момент затяжки гаек зависит от многих факторов. Главный принцип - "какой" момент подходит именно вашему автомобилю, его колесам и установленному крепежу.

Некоторые общие ориентиры при выборе:

  • Чем больше нагрузка на ось, тем выше нужный момент;
  • Для алюминиевых деталей момент ниже, чем для стальных;
  • Качественный крепеж выдерживает большее усилие.

Самостоятельная затяжка гаек в гаражных условиях

Многие автовладельцы предпочитают самостоятельно обслуживать свои автомобили, в том числе затягивать колесные гайки. Это возможно в домашнем гараже, при условии соблюдения всех правил и рекомендаций.

Подготовка инструментов

Для качественной затяжки гаек понадобятся:

  • Набор торцевых гаечных ключей;
  • Динамометрический ключ;
  • Ключ-шестигранник под болты-секретки (если установлены);
  • Подъемник или домкрат для поднятия автомобиля.

Пошаговая инструкция

Процесс затяжки гаек включает следующие этапы:

  1. Поднять машину и снять колесо;
  2. Очистить отвераге и резьбу гаек от грязи;
  3. Установить колесо и вкрутить гайки от руки;
  4. Затянуть гайки в перекрестном порядке с нужным моментом.

Проверка качества затяжки

Чтобы удостовериться в правильной затяжке гаек, нужно выполнить следующие действия:

  1. Покачать колесо руками - люфт не допускается;
  2. Проехать 50-100 м на низкой скорости, затем проверить момент ключом.

Профессиональная затяжка гаек на СТО

Для качественной затяжки гаек лучше обратиться на специализированную станцию техобслуживания. Что входит в стандартную услугу по затяжке на СТО:

  • Демонтаж и монтаж колеса;
  • Подтяжка гаек пневмогайковертом с контролем момента;
  • Балансировка колеса.

За дополнительную плату могут предложить обработку резьбовых соединений смазкой, нанесение антикоррозионного покрытия.

Профилактическая затяжка гаек

Гайки колес подвергаются постоянной вибрации и механическому воздействию при движении автомобиля. Поэтому даже правильно затянутые изначально, со временем они немного ослабевают. Это может стать причиной нештатных ситуаций при эксплуатации.

Почему происходит самоослабление гаек

К основным причинам постепенного ослабления гаек относят:

  • Выработка и износ контактной поверхности резьбы;
  • Микропластические деформации болтового соединения;
  • Плохая смазка резьбы и большое трение.

Как часто проверять затяжку

Правилами эксплуатации транспортных средств рекомендуется:

  • После первой 1000 км пробега на новом автомобиле;
  • Каждые 10 000 км в процессе эксплуатации;
  • Перед и после длительных поездок;
  • После замены колес или сезонной переустановки шин.

Проверка момента затяжки гаек

Проверить качество затяжки гаек можно с помощью:

  • Динамометрического ключа;
  • Щупа или щели измерительного набора (люфт не допускается);
  • Прокатом автомобиля на низкой скорости - вибрация и стук гаек недопустимы.

В статье подробно рассматриваются все аспекты правильной затяжки колесных гаек - от выбора нужного момента и крепежа до особенностей последовательности закручивания

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество