Личностно-ориентированный подход в обучении подразумевает концентрацию внимания и усилий педагога на сохранении, а также формировании целостной личности школьника. Специалист, который на него опирается, будет заботиться не только о развитии интеллекта, гражданственности и чувства ответственности ученика, но также, в большей степени, о его духовности, эмоциональных, эстетических, творческих задатках и возможностях для их созревания.
Личностно-ориентированный подход имеет следующую цель - создать условия для полноценного становления психических функций личности. Речь идет о:
- способности человека к осознанному выбору;
- умении рефлексировать и оценивать жизнь;
- формировании образа "Я";
- поиске смысла своей жизни и творчестве;
- ответственности за поступки и действия;
- автономности личности от внешнего влияния.
Личностно-ориентированный подход имеет особые взаимоотношения в системе "ученик-учитель". В данной системе школьник является главным действующим лицом во всем образовательном процессе.
Педагог теперь превращается из "источника информации" и "контролера" в диагноста и помощника, который обеспечивает развитие личности и психики ученика. Организация данного учебного процесса предполагает, что он должен направлять школьника. Именно поэтому данный способ известен также как личностно-развивающее обучение.
Рассмотрим более подробно принципы и методы такой организации учебного процесса.
Во-первых, личностно-ориентированный подход подразумевает, что должна быть ориентация не столько на обучение и воспитание, сколько на развитие учащихся.
Во-вторых, педагог обязан учитывать индивидуальные особенности школьников (возрастные, физиологические, психологические, интеллектуальные).
В-третьих, при построении учебного материала учителю необходимо иметь в виду образовательные потребности класса, ориентируясь на различный уровень сложности в программном материале, чтобы он был доступен и понятен абсолютно всем.
В-четвертых, школьники должны распределяться по особым однородным группам с учетом их знаний, способностей и профессиональной направленности.
В-пятых, к каждому ребенку необходимо относиться как к неповторимой и уникальной индивидуальности.
Рассмотрим, например, как реализуется личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Необходимо создать на занятиях особую образовательную среду, которая будет включать в себя:
- организацию и применение материала разного вида, содержания и формы;
- использование на уроках технических средств (проектора и магнитофона);
- предоставление школьнику свободы в выборе способа выполнения заданий для того, чтобы снимать эмоциональное напряжение из-за боязни ошибиться в предпринимаемых действиях;
- применение нетрадиционных форм индивидуальных и групповых занятий для того, чтобы активировать творчество каждого ребенка;
- создание условий для самовыражения в коллективной и самостоятельной деятельности;
- наличие внимания к оценке и анализу индивидуальных способов работы, которые побуждают школьника к созданию не столько результата, но также и процесса работы (необходимо, чтобы ученик мог рассказать, как он организовывал работу, какими средствами пользовался, что понравилось, а что - нет);
- специальную подготовку педагога к постоянному осуществлению подобной работы на занятии, а также в процессе организации системы внеклассных уроков;
- разработку и применение индивидуальной программы обучения, которая будет моделировать поисковое (исследовательское) мышление;
- организацию уроков в малых группах на базе диалога, имитационно-ролевой игры и тренингов.