Датчик распредвала - важный элемент современных двигателей. От его работы зависит правильность подачи топлива и искры зажигания. В этой статье мы разберем, как устроен датчик распредвала, почему он может выйти из строя, какие симптомы указывают на его неисправность и как его проверить самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса.
Назначение и принцип работы датчика распредвала
Датчик распредвала (ДПРВ) появился в системах управления бензиновыми двигателями относительно недавно, в конце 80-х годов прошлого века. До этого обходились датчиком положения коленчатого вала (ДПКВ), который указывал лишь начало такта впуска, не давая точечной информации о текущем положении поршня в цилиндре.
Основная задача датчика распредвала - определять конкретный цилиндр, в котором в данный момент происходит такт сжатия, и передавать эту информацию в блок управления двигателем (ЭБУ). На основании этих данных ЭБУ вырабатывает сигнал на открытие нужной форсунки и искровой свечи для подачи топлива и искры именно в этот цилиндр.
Существует несколько разновидностей датчиков распредвала:
- Индукционный
- Магнитоэлектрический (на эффекте Холла)
- Оптический
Наиболее распространены магнитоэлектрические датчики. Их принцип работы основан на эффекте Холла: при прохождении мимо датчика металлического зубца распредвала, в катушке датчика возникает импульс напряжения, который и служит сигналом для ЭБУ.
Индукционные датчики работают по похожему принципу, только в них роль зубца выполняет магнит, закрепленный на распредвале.
Получая импульс от датчика распредвала, блок управления двигателем точно знает, какой поршень сейчас находится в такте сжатия и определяет нужный момент впрыска топлива. Без этих данных мотор может работать, но в более "грубом" режиме с менее эффективным расходом топлива.
В отличие от датчика коленвала, который привязан к частоте вращения мотора, датчик распредвала работает в "привязке" к конкретным цилиндрам, поэтому называется иногда датчиком "фаз газораспределения". Хотя этот термин не совсем корректен.
Признаки неисправности датчика распредвала
Как такового графика замены для датчика распредвала не существует. Он может отказать в любой момент по разным причинам:
- Механические повреждения корпуса или разъема
- Короткое замыкание обмоток или обрыв проводов
- Загрязнение считывающей поверхности
- Износ или зазор задающего диска/шестерни
При этом зачастую датчик выходит из строя постепенно, сначала давая сбои и неточные показания. На что стоит обращать внимание?
Верный признак проблем с датчиком распредвала — как проверить — загорание индикатора CHECK ENGINE на приборной панели. Компьютер автомобиля при этом фиксирует код неисправности Р0340 или подобный.
Другие симптомы:
- Неровная работа двигателя на холостом ходу
- Рывки и "провалы" при разгоне
- Потеря динамики и мощности
- Увеличенный расход топлива
Причина отказа датчика | Возможные последствия |
Механическое повреждение или истирание задающего диска | Нестабильность оборотов холостого хода, остановка двигателя |
Окисление контактов разъема | Переход в режим вспомогательного (нефазированного) впрыска топлива |
Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим датчиком распредвала нежелательна, так как это влечет дополнительные нагрузки на двигатель из-за неправильной подачи топливовоздушной смеси.
Поиск неисправностей в цепи датчика распредвала
Чтобы точно определить причину некорректной работы датчика распредвала, можно выполнить несколько проверок самостоятельно, не обращаясь в автосервис.
- Визуально осмотреть датчик и проводку на наличие механических повреждений.
- Проверить напряжение питания датчика с помощью мультиметра, подключив его к контактам разъема.
- Оценить уровень сигнала от датчика при работающем двигателе, поднеся к торцу датчика металлический предмет.
Более глубокую диагностику можно провести с помощью автомобильного тестера или сканера, подключив его к диагностическому разъему автомобиля и считав ошибки и параметры.
Также нужно убедиться в исправности задающего диска (шестерни с выступами) на распределительном валу и отсутствии люфтов в этом соединении. Если диск имеет механический износ или зазор с валом, полноценный контакт с датчиком нарушается.
При поиске неисправностей полезно помнить, что похожие симптомы могут возникать не только из-за датчика распредвала, но и по причине дефектов свечей зажигания, проводки высокого напряжения и других узлов системы зажигания.
Замена и ремонт датчика распредвала
При подтверждении неисправности датчика распредвала единственным решением является его замена.
При выборе нового датчика важно учитывать:
- Точную модель и комплектацию автомобиля
- Тип установленного двигателя
- Производителя существующего датчика
Эта информация поможет приобрести максимально совместимую замену, которая не потребует дополнительных доработок при установке.
Пошаговая инструкция замены датчика распредвала:
- Снять старый датчик, отсоединив разъем и выкрутив крепежные болты
- Установить новый датчик на место старого, не затягивая болты до конца
- Подсоединить разъем датчика
- Произвести регулировку зазора с помощью щупа
- Затянуть крепеж до нужного момента
После замены может потребоваться сброс кодов неисправностей и адаптация датчика - это выполняется с помощью диагностического тестера или в специализированном сервисе.
Профилактика и предотвращение неисправностей датчика
Хотя датчик распредвала не входит в перечень расходных запчастей, рекомендуется производить его замену каждые 60-80 тысяч километров пробега, не дожидаясь отказа.
Другие рекомендации по продлению срока службы:
- Регулярно менять масло в двигателе, не допуская его разжижения
- Использовать бензин рекомендованной марки
- Избегать эксплуатации на пределе возможностей двигателя
Альтернативные способы определения фаз газораспределения
Если по каким-то причинам нельзя или нецелесообразно менять штатный датчик распределительного вала, есть несколько вариантов определения фаз без него.
Самый простой, но не самый эффективный - перевести двигатель в нефазированный режим впрыска топлива, когда за один оборот распредвала происходит срабатывание всех форсунок. Этот режим позволяет двигателю работать, но с повышенным расходом топлива.
Более сложный, но эффективный способ - установка дополнительного модуля зажигания, который будет определять фазы по ДПКВ. Такой модуль впрыскивает в топливную магистраль кодированные по фазам электрические импульсы. Их считывает штатный блок управления, который на их основе определяет момент впрыска.
Дополнительные диагностические приемы
Если описанные выше способы диагностики не помогли точно определить неисправность датчика распределительного вала, можно попробовать еще несколько вариантов поиска:
- Проверка сопротивления обмоток омметром
- Оценка формы сигнала на осциллографе
- Сравнение показаний дефектного датчика с эталонным