Зачем нужен расширительный бачок в системе охлаждения двигателя

Расширительный бачок - небольшой пластиковый резервуар, выполняющий в автомобиле сразу несколько важных функций. От его исправности зависит безопасная эксплуатация машины. Давайте разберемся, как устроен этот элемент и зачем он нужен.

Назначение расширительного бачка

Основные функции этого резервуара:

  • Компенсация теплового расширения охлаждающей жидкости при нагреве двигателя
  • Стабилизация давления в системе охлаждения
  • Создание резервуара для жидкости на случай утечек
  • Предотвращение перегрева или чрезмерного охлаждения двигателя

Без расширительного бачка система охлаждения не смогла бы эффективно отводить избыточное тепло от деталей двигателя. Это привело бы к перегревам, задирам поршней и другим серьезным поломкам.

Фотография крышки расширительного бачка системы охлаждения автомобиля вблизи на солнечном летнем дне.

Устройство и расположение в моторном отсеке

Бачок расширительный системы охлаждения двигателя представляет собой пластиковый резервуар емкостью от 1 до 5 литров. Он располагается в моторном отсеке выше уровня радиатора или других элементов системы охлаждения.

Конструктивно бачок расширительный системы охлаждения двигателя включает в себя:

  • Корпус из пластика
  • Горловину для заливки жидкости
  • 1-3 штуцера для подключения шлангов
  • В некоторых случаях - датчик уровня жидкости

Для крепления в подкапотном пространстве на корпусе бачка могут быть проушины, кронштейны или специальные хомуты.

Где находится расширительный бачок системы охлаждения двигателя - зависит от конкретной модели автомобиля. Чаще всего он располагается рядом с радиатором для удобства подсоединения шлангами. Место крепления выбирается так, чтобы уровень жидкости в бачке был выше всех элементов системы охлаждения.

Типы расширительных бачков

По количеству штуцеров для подключения к системе охлаждения выделяют несколько типов конструкций:

  1. Одноштуцерный расширительный бачок - подключается только к радиатору для отвода излишков нагретой жидкости
  2. Двухштуцерный расширительный бачок - имеет дополнительное соединение с термостатом, позволяет точнее стабилизировать давление в контуре охлаждения
  3. Трехштуцерный расширительный бачок - наличие 3-го штуцера дает возможность подключения к системе отопления салона, чтобы сбрасывать избыточное давление из ее контура
Тип бачка Плюсы Минусы
Одноштуцерный Простота конструкции Менее эффективная стабилизация давления
Двухштуцерный Высокая надежность Более высокая стоимость
Трехштуцерный Контроль давления в нескольких контурах Увеличенный вес, габариты

Наиболее совершенным на сегодня считается двухштуцерный расширительный бачок. Он обеспечивает высокую эффективность работы системы охлаждения при разумной стоимости и габаритах.

Очень крупный план внутренней поверхности пустого пластикового расширительного бачка системы охлаждения ночью при синем свете снизу.

Принцип работы

Работа этого нехитрого устройства основана на следующих физических эффектах:

  • Тепловое расширение жидкости при нагревании
  • Сжимаемость воздуха внутри бачка
  • Перепад давления, открывающий клапаны в крышке

До запуска холодного двигателя расширительный бачок системы охлаждения двигателя заливается охлаждающей жидкостью примерно наполовину. Вторую половину объема занимает воздух.

При прогреве мотора жидкость в системе охлаждения нагревается и увеличивается в объеме. Ее излишки вытесняются через шланги в расширительный бачок. Воздух внутри бачка при этом сжимается.

Если температура продолжает расти, в определенный момент открывается выпускной клапан в крышке бачка и сбрасывает лишнее давление в атмосферу. При охлаждении все происходит в обратном порядке - открывается впускной клапан и возвращает часть жидкости обратно в систему.

Такие колебания объема и давления позволяют бачку эффективно выполнять свои основные функции в системе охлаждения.

Диагностика неисправностей

Чтобы вовремя заметить проблемы с расширительным бачком системы охлаждения двигателя, необходимо периодически проверять его состояние и работоспособность. Основные критерии диагностики:

  • Герметичность корпуса бачка
  • Исправность клапанов в крышке бачка
  • Плотное крепление шлангов на штуцерах

Признаками неисправностей могут быть:

  • Течь охлаждающей жидкости из бачка или шлангов
  • Шипение и посторонние звуки из бачка
  • Нарушение температурного режима двигателя

Варианты ремонта

Если диагностика показала негерметичность корпуса расширительного бачка, образование в нем трещин или разрывов, возможны следующие решения:

  1. Заплавка дефектов с помощью паяльника. Такой ремонт ненадежен.
  2. Полная замена бачка на новый, аналогичной модели и емкости

При поломке штуцеров или датчика уровня жидкости бачок подлежит безусловной замене.

Если выявлена неисправность клапанов или их засорение, достаточно ограничиться заменой только крышки расширительного бачка.

Заливать жидкость в расширительный бачок

Расширительный бачок системы охлаждения двигателя заливать нужно специальным антифризом или тосолом. Недопустимо использование воды или других жидкостей.

При заливке через бачок рекомендуется:

  • Снять шланг с термостата для вытеснения воздуха
  • Доливать медленно, следя за уровнем в бачке
  • Проверить герметичность соединений перед запуском

Правильно выполненная процедура гарантирует заполнение всей системы охлаждения расширительный бачок системы охлаждения двигателя ваз 2110 без воздушных пробок.

Особенности бачков на автомобилях ВАЗ

На отечественных автомобилях ВАЗ устанавливаются пластиковые расширительные бачки емкостью около 2 литров. В большинстве моделей бачок одноштуцерный, подключается только к радиатору.

Например, на ВАЗ 2110 заливная горловина совмещена с датчиком температуры, а штуцер направлен прямо в нее. Это часто приводит к подтеканиям жидкости из горловины.

Поэтому при замене рекомендуется устанавливать более совершенный расширительный бачок от модели ВАЗ Приора. Он имеет выведенный вперед штуцер и отдельное расположение датчика уровня жидкости.

Рекомендации по эксплуатации

Чтобы обеспечить длительную и безотказную работу расширительного бачка, следует придерживаться нескольких простых рекомендаций:

  1. Использовать только высококачественные охлаждающие жидкости из проверенных брендов
  2. Периодически, раз в месяц, проверять визуально уровень жидкости в бачке
  3. Менять охлаждающую жидкость с периодичностью указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля
  4. Следить за показаниями датчиков температуры двигателя
  5. Не допускать систематических перегревов силового агрегата

При соблюдении этих несложных правил можно значительно продлить срок службы расширительного бачка и системы охлаждения вашего автомобиля.

Основные причины поломок

Расширительный бачок является одним из наиболее надежных элементов системы охлаждения. Тем не менее, при неправильной эксплуатации он может выйти из строя.

Чаще всего поломки вызваны следующими факторами:

  • Использование некачественной охлаждающей жидкости
  • Загрязнение жидкости посторонними частицами
  • Перегревы двигателя выше допустимого уровня
  • Неправильный монтаж или демонтаж бачка
  • Применение неоригинальных некачественных запчастей

Особую опасность для расширительного бачка представляют частые морозы. Резкие перепады температур могут привести к появлению микротрещин в пластике, которые со временем распространяются на весь корпус.

Перспективы развития конструкции

Несмотря на простоту устройства, современные расширительные бачки вполне эффективно выполняют свои функции в системе охлаждения. Имеет смысл их дальнейшее совершенствование в нескольких направлениях:

  • Замена пластика на более прочные композитные материалы
  • Доработка клапанов для расширения диапазона рабочих температур
  • Увеличение емкости при сохранении габаритов
  • Интеграция в единый блок с радиатором или термостатом

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.