Что означают буквы на коробке автомат: расшифровка обозначений автоматической КПП

Каждый автовладелец хотя бы раз задумывался над тем, что означают загадочные буквы и цифры на рычаге коробки-автомат. Расшифровать эти обозначения непросто: они могут варьироваться в зависимости от модели автомобиля. Однако понимание режимов работы автоматической КПП позволит водителю полноценно использовать все ее возможности.

Основные режимы автоматической КПП

Современные автоматические коробки передач имеют несколько основных режимов, обозначенных буквами латинского алфавита:

  • Режим "P" (парковка) - блокировка ведущих колес для стоянки. В этом режиме включается механическая блокировка вала отбора мощности, что позволяет надежно зафиксировать автомобиль на месте.
  • Режим "R" (задний ход) - движение задним ходом. При переключении на этот режим включается реверс-редуктор, меняющий направление вращения.
  • Режим "N" (нейтраль) - отсутствие связи КПП с колесами. В этом режиме можно буксировать автомобиль на небольшие расстояния или провернуть коленчатый вал двигателя.
  • Режим "D" (drive - движение) - автоматическое переключение передач от первой до максимальной в режиме движения вперед. Управление осуществляется электронным блоком.

Переключение между режимами осуществляется специальным селектором - рычагом, расположенном на центральной консоли. При этом важно дождаться полной остановки автомобиля и нажать на педаль тормоза перед тем, как выбрать нужный режим работы коробки автомат.

Дополнительные режимы автоматической КПП

Помимо перечисленных основных режимов, на многих современных моделях автомобилей присутствует несколько дополнительных режимов автоматической коробки передач:

  1. Режим "L" (low gear) - фиксация на низшей передаче для интенсивного торможения двигателем на крутых спусках.
  2. Цифровые обозначения "1", "2", "3" и т.д. - ограничение максимальной передачи для более плавного разгона или экономичной езды.
  3. Режим "S" (sport) или "DS" (drive sport) - "спортивный" стиль переключения передач с повышенными оборотами двигателя.
  4. Ручной режим "М" - последовательное переключение передач водителем с помощью отдельных кнопок или подрулевых "лепестков". Фактически имитация механической КПП.

Что обозначают буквы режимы на коробке автомат - вопрос не праздный. Правильное использование дополнительных возможностей автоматической трансмиссии в различных условиях позволяет добиться максимальной отдачи от автомобиля.

Например, включение режима "L" на крутом спуске при движении с гор обеспечит интенсивное торможение двигателем без перегрева тормозных механизмов.

Однако не все перечисленные режимы присутствуют на каждой автоматической коробке передач. Конкретный набор зависит от модели и комплектации автомобиля.

Центральная консоль автомобиля с подсвеченными буквами режимов АКПП

Прочие обозначения на автоматической КПП

Наряду с описанными режимами на некоторых моделях автомобилей можно встретить дополнительные, менее распространенные обозначения автоматической коробки передач:

  • "OD" (overdrive) - форсированный режим с повышенным передаточным числом для интенсивного разгона.
  • "W" (winter) - специальный зимний режим с плавным троганием на второй передаче во избежание пробуксовки.
  • "E" (economic) - экономичный режим с максимально низким расходом топлива за счет сглаженной динамики.
  • "B" - альтернативное обозначение пониженной передачи вместо буквы "L".

Типы автоматических коробок передач

Существует несколько разновидностей современных автоматических коробок передач, отличающихся принципом работы:

  1. Роботизированная трансмиссия с электрогидравлическим управлением сцеплением.
  2. Вариатор с бесступенчатым изменением передаточного числа.
  3. Гидромеханический автомат с гидротрансформатором вместо сцепления.
  4. Бесступенчатая трансмиссия, использующая планетарный механизм.

В зависимости от конструкции и настроек коробки передач набор доступных режимов и особенности их работы могут различаться.

Обозначения режимов разных автоматов

Хотя большинство рассмотренных выше обозначений являются общепринятым стандартом, на практике иногда встречаются исключения:

  • На некоторых автоматах отсутствует отдельный зимний режим "W". Вместо него используется старт со второй передачи в режиме "D".
  • В редких случаях в режиме "D" автомобиль по умолчанию начинает движение со второй передачи без дополнительных обозначений.
  • Буква "S" на определенных моделях автомобилей обозначает не спортивный, а экономичный режим движения.

Рекомендации по использованию автомата

Для правильной эксплуатации автоматической коробки передач с буквенными обозначениями режимов следует придерживаться нескольких общих правил:

  1. Плавно переключать режимы селектором и не допускать резких нажатий педалей.
  2. Избегать длительного пробуксовывания колес при трогании в режиме "D".
  3. Не использовать положение "N" во время движения.
  4. Регулярно менять трансмиссионное масло согласно регламенту.

Следование этим несложным правилам поможет надолго сохранить работоспособность коробки передач автомат с минимальными затратами на обслуживание.

Женщина-водитель за рулем автомобиля

Часто задаваемые вопросы

У многих автовладельцев возникает ряд типичных вопросов, связанных с эксплуатацией и обслуживанием автоматической коробки передач:

Какая трансмиссия экономичнее - "автомат" или "механика"?

С точки зрения расхода топлива автоматическая КПП уступает "механике" в среднем на 0,5-1 литр на 100 км. Однако эта разница нивелируется более плавным стилем вождения на автомате.

Насколько надежна конструкция современных автоматов?

Средний пробег до капремонта у современных автоматических коробок передач составляет 150-300 тысяч километров. При условии своевременного техобслуживания это обеспечивает надежную работу на протяжении всего срока службы автомобиля.

Особенности ремонта автоматической КПП

Несмотря на прочную и надежную конструкцию, со временем автоматическая коробка передач подвергается естественному износу. При этом ремонт автомата имеет свои особенности:

  • Диагностику неисправностей должны проводить только квалифицированные специалисты с профессиональным оборудованием.
  • Замена изношенных деталей КПП выполняется в специализированных мастерских для сохранения гарантии.
  • Стоимость ремонта автомата значительно выше, чем "механики" из-за сложности конструкции и стоимости запчастей.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.