Природа человека — это вечный вопрос

Природа человека - один из вечных вопросов философии. Почему мы такие, какие мы есть? В чем наша сущность и предназначение? На эти мучительные вопросы ищут ответ мыслители на протяжении тысячелетий.

Определение понятия "природа человека"

Существует множество подходов к определению понятия "природа человека". В философии это обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его от других форм бытия. Однако нет единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии таковой как таковой.

Природа человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям.

В "Новой философской энциклопедии" перечислено не менее четырех различных концепций понимания человека[1]:

  • Материалистическая: человек целиком состоит из физической материи
  • Мистическая: человек соединяет в себе разные планы бытия - душу, монаду, ауру, тело
  • Религиозная: человек создан по образу и подобию Бога
  • Эволюционная: человек произошел от животных

Поиск главных отличительных признаков человека

На протяжении истории философии предпринимались попытки выделить один главный, решающий признак, отличающий человека от животных. Так, человека определяли как "разумное", "действующее", "символическое" или "общественное" существо. Однако ни одно из этих определений не является всеохватывающим.

Что такое природа человека? С точки зрения многих религий и философских систем, человек кардинально отличается от животных, обладая уникальным набором качеств, таких как:

  • Разум и мышление
  • Речь и язык
  • Сознание и самосознание
  • Творчество
  • Нравственность
  • Религиозность
  • Свобода воли

Однако данные взгляды подвергаются критике со стороны этологов, указывающих на проявление元素ов этих качеств у животных.

Представление о природе человека в мифологии и философии Древнего мира

В древних мифологиях человек еще не отделял себя от окружающего мира, ощущая свою связь с природой. Это нашло отражение в антропоморфных представлениях - наделении сил природы человеческим обликом и качествами.

Также бытовала концепция изоморфности микрокосма - внутреннего мира человека, и макрокосма - огромного космоса. Человек воспринимался как своего рода ключ к тайнам Вселенной. Примерами такого "космического человека" в мифологии являются Пуруша, Имир, Паньгу.

В античной философии утверждается мысль об уникальности человека, обусловленной наличием у него разума. Платон видел в человеке соединение материального (тело) и идеального (душа) начал. Аристотель же рассматривал душу и тело как два аспекта одной реальности.

Большая группа разных людей на природе

Природа человека в контексте иудаизма и христианства

В иудаистской и христианской традиции человек понимается как личность, наделенная свободой выбора между добром и злом. Человек призван, согласно Библии, достичь "подобия" Богу, что предполагает нравственное совершенствование.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

В то же время христианское учение говорит о том, что первородный грех испортил изначальную природу человека, склонив ее ко злу. Эта концепция "падшей природы" является одной из центральных в христианской антропологии.

Взгляды мыслителей Нового времени

В философии Нового времени центральное место занимает концепция человека как разумного существа. Мыслители эпохи Просвещения видели в человеке независимую и самодостаточную личность с неограниченными возможностями.

У Рене Декарта человек определяется формулой "Я мыслю, следовательно, я существую". Разум объявляется главным свойством человека. Происходит разделение на материальное тело, уподобляемое машине, и нематериальную душу, отождествляемую с сознанием.

В немецкой классической философии акцент сделан на проблеме свободы человека как духовного существа, способного к нравственному выбору.

Рисунок мозга человека с обозначением функций разных участков

Природа человека в марксистской философии

Карл Маркс рассматривал человека прежде всего как существо общественно-историческое. Человек определяется конкретными материальными условиями своей жизни и деятельности:

Сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений.

Человек выступает одновременно и как причина, и как продукт исторического развития. Его индивидуальность формируется в процессе освоения опыта всего человечества.

Неклассические концепции XIX-XX вв.

В неклассической философии последних двух веков природа человека рассматривается с различных, зачастую противоположных позиций. К таким подходам можно отнести:

  • Иррационализм: человек во многом определяется бессознательными импульсами.
  • Психоанализ: в человеке действуют скрытые инстинкты и влечения.
  • Экзистенциализм: человек обречен на поиск смысла своего существования.

Э. Кассирер назвал человека "символическим животным", подчеркнув тем самым его способность к созданию и использованию абстрактных символов, в первую очередь языка.

Концепция Л.С. Выготского о природе человека

С точки зрения Л.С. Выготского, природа человека задается не биологически, а культурно - теми условиями, в которых человек растет и развивается. Таким образом, природа человека всегда искусственна, создана воспитанием, обучением и жизненным опытом.

Зависимость между представлениями о природе человека и реальным поведением

Существует зависимость между тем, как мы представляем природу человека, и тем, как в действительности ведут себя люди. Например, убеждение в априорной порочности человека может провоцировать проявление деструктивных наклонностей. И наоборот - вера в добрую природу содействует нравственному воспитанию.

Биологическая и высшая природа человека

В природе человека можно выделить два уровня: биологический и высший. Биологическая природа включает генетические программы, инстинкты, врожденные модели поведения. Она является наследием наших животных предков.

Высшая природа человека формируется в процессе развития культуры и овладения ее достижениями. К ней относятся разум, речь, сознание, способность к творческому преобразованию мира.

Высшая природа вырастает в человеке на основе низшей. При этом она обретает самостоятельность и может вступать в противоречие с биологическими импульсами.

Проявления биологической природы человека в обществе

Хотя в человеке инстинкты выражены слабее, чем у животных, они тем не менее проявляются, иногда даже в уродливых и разрушительных формах.

Некоторые этологи усматривают генетические истоки таких феноменов культуры, как религия и мораль. С их точки зрения, это - "инстинкты", унаследованные от далеких предков, но утратившие адаптивное значение.

Количественное и качественное различие человека и животного

Ряд признаков, отличающих человека от животных, имеют лишь количественный характер. Например, более развитое абстрактное мышление. Однако даже небольшие отличия могут приводить к существенным качественным скачкам.

Платон определил человека как "двуногое существо без перьев". Диоген ощипал петуха и объявил: "Вот платоновский человек!"

Создание искусственного интеллекта и новых технологий ставит под вопрос уникальность таких качеств человека, как разум и творчество.

Влияние взглядов на природу человека на философию и общественную жизнь

Представления о сущности человека оказывают воздействие на развитие философских, религиозных, политических систем. Например, в эпоху рабовладения считалось, что рабы от природы ничем не отличаются от скотов.

Теории природы человека влияют и на воспитание детей. Если мы полагаем детей изначально порочными, наше обращение с ними будет иным, нежели при убежденности в их доброй природе.

Что стало привычным, то естественно

Любые устойчивые привычки, навыки и склонности, в том числе приобретенные в процессе воспитания и жизненного опыта, со временем начинают ощущаться человеком как нечто естественное и неотъемлемое от его природы.

То, что сначала являлось для нас искусственным и наносным, по прошествии лет превращается в нашу вторую натуру. Поэтому граница между искусственным и естественным в человеке весьма зыбка и условна.

Биологическое и социальное в поведении человека

Поведение человека определяется как биологическими, так и социальными факторами. С одной стороны, на него влияют врожденные инстинкты и генетические программы. С другой - усвоенные нормы и ценности конкретного общества.

Существуют разные мнения относительно того, что в большей степени формирует личность - природа или воспитание. Правда, вероятно, лежит где-то посередине.

Концепции изменчивости или неизменности природы человека

Одни философские учения полагают, что природа человека статична и задана изначально. Другие считают ее подверженной изменениям под влиянием внешних факторов или в процессе исторического развития.

Так, христианство говорит об испорченности изначально доброй природы человека грехопадением. А эволюционная теория утверждает, что биологическая природа человека меняется в ходе естественного отбора.

Вечность вопроса о природе человека

Несмотря на многовековую историю размышлений философов и ученых, вопрос о подлинной природе и предназначении человека остается открытым. И вряд ли когда-нибудь удастся на него ответить окончательно.

По мере развития науки и изменения самого человека будут возникать все новые грани проблемы природы человека. Поэтому данная тема не теряет своей актуальности на протяжении тысячелетий.

Роль культуры в формировании природы человека

Согласно концепции Л.С. Выготского, именно культура, а не биология человека является определяющим фактором в формировании его природы. Через воспитание, образование, освоение культурных норм человек обретает свою подлинную сущность.

Таким образом, природа человека носит искусственный, а не естественный характер. Она целиком сотворена обществом в процессе передачи культурного опыта от поколения к поколению.

Диалектика биологического и социального в человеке

Биологическое и социальное начала находятся в человеке в сложном диалектическом единстве и борьбе. С одной стороны, поведение человека определяется генами и инстинктами. С другой - социокультурной средой.

Эта борьба носит антагонистический характер. Иногда возобладает одно начало, иногда другое. Но в конечном счете оба они образуют неповторимый сплав личности каждого конкретного индивида.

Изменчивость представлений о природе человека на протяжении истории

Взгляды на природу человека менялись в зависимости от конкретно-исторической эпохи и господствующего мировоззрения. То человека трактовали как раба божественных сил, то как абсолютно свободную личность, то как продукт социальной среды.

Таким образом, концепция человеческой природы всегда носит относительный и временный характер. Абсолютной и окончательной теории здесь быть не может в принципе.

Различия между людьми как проявление многогранности человеческой природы

При всем многообразии взглядов, большинство мыслителей сходятся в том, что человеческая природа уникальна своей многогранностью и пластичностью. Это проявляется в разнообразии характеров, талантов, предпочтений среди представителей рода человеческого.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.