Авторы перспективной технологии развивающего обучения

Технология развивающего обучения - один из самых перспективных подходов в современном образовании. Она помогает раскрыть потенциал каждого ученика и подготовить его к решению сложных жизненных задач. Давайте познакомимся с основными авторами этого подхода и их вкладом в его развитие.

Истоки идеи развивающего обучения

Идея развивающего обучения берет свои истоки в работах таких педагогов, как Иоганн Генрих Песталоцци и Адольф Дистервег. Песталоцци считал, что в каждом ребенке заложена природная способность к саморазвитию. Задача педагога - создать условия для гармоничного раскрытия этих сил и способностей. Дистервег разработал целую дидактику развивающего обучения, основанную на ряде принципов и правил.

Огромное влияние на становление идеи оказала теория зон ближайшего развития, предложенная Львом Семеновичем Выготским. Зоны ближайшего развития формируются в ходе обучения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Усвоенные таким образом новые умения и навыки затем переходят в разряд индивидуальных способностей ребенка.

Теоретической основой развивающего подхода в образовании стали также культурно-историческая психология Л.С. Выготского и психологическая теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым и его последователями.

Портрет преподавателя

Л.В. Занков и его система развивающего обучения

Одним из основоположников технологии развивающего обучения является Леонид Владимирович Занков - советский психолог и педагог, академик АПН СССР.

Основные принципы системы Л.В. Занкова:

  • Обучение на повышенном уровне трудности
  • Высокий темп в освоении материала
  • Ведущая роль теоретических знаний
  • Осознание процесса учения

Структура урока в системе Л.В. Занкова весьма гибкая. Она может включать дискуссии, дидактические игры, самостоятельную работу учеников, поиск закономерностей и формулировку выводов.

На практике система Занкова продемонстрировала высокую результативность в плане общего психического развития детей, умения наблюдать, действовать и мыслить самостоятельно.

Теория содержательного обобщения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

Еще одними выдающимися авторами технологии развивающего обучения стали Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов. Их совместная теория получила название теории содержательного обобщения.

Целью теории Эльконина-Давыдова является формирование у детей теоретического сознания и мышления. В ее основе лежит принцип обучения "от абстрактного к конкретному", при котором школьники сначала осваивают общие научные понятия и закономерности, а затем переходят к изучению конкретных фактов и явлений.

Студенты-инженеры фото

Развитие теории в работах других исследователей

Идеи развивающего подхода в образовании получили дальнейшее развитие в трудах целого ряда отечественных психологов и педагогов.

Так, Людмила Георгиевна Петерсон в 1990-х годах создала оригинальную методическую систему по математике для начальной и средней школы под названием "Учусь учиться". Этот курс широко используется в российских школах и показывает высокую эффективность в развитии логики и интереса у детей к точным наукам.

Основные психологические принципы технологии

Любая технология развивающего обучения базируется на ряде важных психологических принципов. К ним относятся:

  • Проблемность обучения
  • Оптимальное развитие видов мыслительной деятельности
  • Индивидуализация и дифференциация обучения
  • Формирование алгоритмического и эвристического мышления

Реализация этих принципов позволяет достичь максимального образовательного эффекта развивающего подхода.

Практическое применение развивающих технологий

На практике технологии развивающего обучения успешно применяются на всех уровнях системы образования - от детских садов до вузов и системы повышения квалификации.

Особенности целеполагания в развивающем обучении

Процесс целеполагания имеет ряд важных особенностей в технологии развивающего обучения.

Во-первых, цели формулируются с акцентом на развитие личности учащегося и формирование таких качеств, как целеустремленность, ответственность, самостоятельность.

Во-вторых, сами ученики активно вовлекаются в этот процесс, учатся ставить и достигать собственные цели в учебе.

Особенности планирования при развивающем подходе

Если говорить о планировании, то здесь также есть ряд особенностей.

В частности, большой акцент делается на развитии таких качеств, как инициативность, организованность, творческий подход у учащихся. Сами школьники и студенты активно вовлекаются в процесс планирования своего обучения.

Авторские школы продолжают традиции развивающего образования

Многие современные авторы технологий развивающего обучения создают целые педагогические направления, авторские школы, развивающие идеи Занкова, Давыдова, Эльконина.

Ярким примером является "Русская школа" лингвиста и психолога Игоря Лобока, объединившая единомышленников по всей России.

Переподготовка педагогов в логике развивающего образования

Для успешной реализации технологий развивающего обучения необходима специальная переподготовка современных педагогов.

Уже сейчас ведутся программы повышения квалификации, позволяющие учителям и преподавателям освоить основные принципы этого подхода и эффективно применять его на практике.

Методики технологии развивающего обучения Занкова

Система развивающего обучения Л.В. Занкова включает в себя комплекс авторских методик, направленных на активизацию мыслительной деятельности и психическое развитие детей.

В их числе можно выделить следующие:

  • Методика интенсификации обучения на основе схематизации и визуализации материала
  • Методика развития теоретического мышления через использование опорных сигналов
  • Методика формирования приемов умственной деятельности

Данные методики показали высокую результативность на практике, обеспечивая опережающее психическое развитие школьников.

Диагностика результатов в системе развивающего обучения

Важной составляющей технологии развивающего обучения является диагностика полученных результатов.

Оцениваются:

  • Уровень сформированности навыков самоконтроля и самооценки
  • Способность учащихся самостоятельно применять полученные знания
  • Личностный рост и приобретение значимых качеств

Такая оценка позволяет определить эффективность применяемых педагогических методик и при необходимости скорректировать образовательный процесс.

Перспективы внедрения технологии

Сегодня технология развивающего обучения активно применяется в школах, однако ее потенциал не раскрыт полностью.

Перспективным представляется более широкое внедрение данного подхода в средне-специальных и высших учебных заведениях, а также в системе дополнительного образования.

Это позволит существенно расширить охват обучающихся развивающими технологиями и получить еще более впечатляющие образовательные результаты.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.