Ст. 23 "О полиции" РФ: правила применения огнестрельного оружия

Статья 23 закона "О полиции" регламентирует важнейшие правила применения силовиками огнестрельного оружия. От правильного понимания этих норм зависят жизни и здоровье многих людей.

I. Общие основания применения огнестрельного оружия полицией

В ст 23 о полиции перечислены случаи, когда сотрудник полиции имеет право лично или в составе группы применять огнестрельное оружие. Это может быть необходимо:

  • Для защиты другого лица или себя от посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни или здоровья
  • Для пресечения попытки завладения оружием, транспортом или техникой полиции
  • Для освобождения заложников
  • Для задержания лица, совершившего тяжкое преступление и пытающегося скрыться
  • Для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или отказывающегося сдать оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п.
  • Для отражения вооруженного или группового нападения на объекты государственных органов, организаций и граждан
  • Для пресечения побега из-под стражи или мест лишения свободы, или попытки насильственного освобождения задержанных

Ст 23 закона о полиции РФ запрещает стрелять на поражение по таким категориям, как женщины, инвалиды, несовершеннолетние. Исключение составляют случаи оказания ими вооруженного сопротивления или нападения, угрожающего жизни людей.

Также нельзя применять оружие при большом скоплении гражданских лиц, чтобы не пострадали случайные люди.

II. Вооруженное сопротивление и вооруженное нападение

Ст 23 закона о полиции дает определения этим важным понятиям. Вооруженным сопротивлением и нападением считается использование оружия любого вида, а также предметов, похожих на оружие или неотличимых от него. Кроме того, сюда относят предметы и вещества, с помощью которых можно нанести тяжкий вред здоровью или убить.

Например, если человек размахивает пневматическим пистолетом, неотличимым от боевого, это является основанием для применения оружия. Или если кто-то бросает в полицейских едкими жидкостями, которые могут вызвать ожоги и т.д.

III. Дополнительные случаи применения огнестрельного оружия

Разъяснение к ст 23 закона о полиции говорит, что кроме оснований полицейский может применить оружие для:

  1. Остановки транспорта путем прострела колес, если водитель игнорирует требования об остановке и создает угрозу людям
  2. Уничтожения животного, напавшего на людей
  3. Вскрытия дверей, окон, замков при задержаниях и обысках
  4. Подачи предупредительных сигналов выстрелом вверх или в безопасном направлении
Когда можно стрелять по колесам или дверям Когда нельзя
Если есть угроза жизни людей По припаркованным или остановившимся машинам
При преследовании опасных преступников Если это может спровоцировать аварию или взрыв

Таким образом, полиция должна оценивать ситуацию и выбирать средства, адекватные уровню угрозы и минимизирующие риски для окружающих.

IV. Огнестрельное оружие ограниченного поражения

Ст 23 ФЗ полиции разрешает применять так называемое оружие ограниченного поражения. Это специальные модели с уменьшенной останавливающей силой пули. Они позволяют остановить нападающего, но снижают риск летального исхода.

Такое оружие полицейские могут использовать во всех перечисленных ранее случаях. Кроме того, его можно применить для остановки транспорта и использовать светозвуковые средства.

V. Запреты на применение оружия в отношении отдельных категорий граждан

Как уже отмечалось, ст 23 ФЗ полиции вводит запрет стрелять на поражение по женщинам, инвалидам, детям. Это касается ситуаций, когда их принадлежность к таким категориям очевидна для полицейского.

Нарушение этого запрета влечет жесткие меры ответственности вплоть до уголовного преследования сотрудника. Поэтому полиция должна разрабатывать правила, помогающие избежать таких инцидентов.

Полицейский нацеливает пистолет ночью в тумане

VI. Виды ответственности за нарушения правил применения оружия

Если полицейский превышает полномочия и необоснованно применяет табельное оружие, его могут ждать следующие виды ответственности:

  • Уголовная - за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти
  • Административная - за менее опасные деяния
  • Дисциплинарная - в рамках служебного расследования

В частности, согласно ст 23 24 закона полиции , за незаконное причинение легких телесных повреждений полицейскому грозит административный штраф.

VII. Зарубежный опыт регулирования применения оружия полицией

В некоторых зарубежных странах законодательство в этой сфере отличается. Например, в США и странах Латинской Америки полиция наделена более широкими полномочиями по применению огнестрельного оружия.

В то же время передовые страны выработали эффективные механизмы контроля и предотвращения злоупотреблений силой со стороны правоохранителей.

VIII. Рекомендации гражданам по поведению в ситуациях применения оружия

Если вы оказались в зоне применения полицией огнестрельного оружия, следует соблюдать следующие меры предосторожности:

  1. Лечь на землю, укрыться за ближайшим укрытием
  2. Держать руки так, чтобы они были видны полицейским
  3. Не делать резких движений, не пытаться напасть на сотрудников или завладеть их оружием

Соблюдая эти рекомендации, можно минимизировать риски для себя в такой опасной ситуации.

IX. Профилактика нарушений правил применения оружия

Чтобы снизить число инцидентов с применением оружия полицией, необходим комплекс профилактических мер. В их числе:

  • Регулярное обучение сотрудников правилам применения оружия
  • Проведение тренировок по отработке навыков its использования в различных ситуациях
  • Ужесточение требований к психологическому отбору в полицию
  • Внедрение спецсредств и технических новинок, снижающих потребность в огнестрельном оружии

Кроме того, должен быть налажен жесткий многоуровневый контроль за действиями сотрудников с проверкой каждого случая применения оружия.

X. Освещение инцидентов в СМИ и интернете

Зачастую вокруг резонансных инцидентов с участием полиции разворачиваются ожесточенные информационные войны. Разные политические силы пытаются использовать их в своих целях.

Общественности и СМИ следует проявлять сдержанность в освещении таких кейсов до завершения расследований. Необходимо проверять факты и избегать поспешных выводов.

XI. Роль гражданского общества и правозащитников

Важная роль в предупреждении инцидентов и контроле за действиями полиции принадлежит институтам гражданского общества и правозащитным организациям. Они могут:

  • Проводить общественные расследования сомнительных инцидентов
  • Оказывать юридическую помощь пострадавшим
  • Организовывать мирные акции и кампании за реформирование силовых структур

XII. Перспективы совершенствования законодательства

Некоторые эксперты считают целесообразным внести уточнения в ст 23 24 закона полиции. В частности, предлагается закрепить обязательные психологические тесты после каждого инцидента с применением оружия.

Рассматривается также законодательное ограничение числа выстрелов, которое полицейский может произвести в ходе спецоперации.

XIII. Проблемы выявления нарушений правил применения оружия

На практике зачастую бывает сложно установить, было ли применение оружия полицией законным или представляло собой превышение должностных полномочий.

Во-первых, полицейские могут дать ложные показания, что стрельба производилась в целях самообороны или по другим разрешенным основаниям. Во-вторых, гражданские свидетели тоже не всегда объективны.

XIV. Критерии оценки правомерности применения оружия

Чтобы разобраться в сложных и неоднозначных ситуациях, следователи и эксперты опираются на ряд критериев.

В частности, анализируются показания часовых механизмов табельного оружия полицейских. Оцениваются записи с камер видеонаблюдения и показания независимых очевидцев.

Полиция применяет слезоточивый газ против демонстрантов в городе

XV. Профилактика злоупотреблений и "самосуда"

Чтобы не допустить самосудов и нападений граждан на полицейских из мести, необходимы:

  • Жесткие и своевременные наказания виновных
  • Разъяснения законности действий полиции в СМИ
  • Восстановление доверия населения путем реформ

XVI. Передовой международный опыт

Многие страны накопили ценные знания о том, как усовершенствовать подготовку полицейских и минимизировать риски.

Изучение и адаптация этих практик поможет сделать российские правоохранительные органы более эффективными и ответственными.

XVII. Вызовы цифровой эпохи

Современные технологии создают новые возможности, но и новые угрозы.

С одной стороны, цифровизация облегчает контроль за действиями полиции. С другой - кибероружие и дроны требуют выработки адекватных мер реагирования.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество