Бонвиван - слово французского происхождения, которое прочно вошло в русский язык. Кто такой бонвиван и почему это понятие до сих пор актуально в обществе потребления? Давайте разберемся.
История появления термина бонвиван
Слово бонвиван пришло к нам из французского языка, где выражение "bon vivant" дословно переводится как "тот, кто хорошо живет". Это сочетание используется для описания человека, который:
- любит вкусно поесть и выпить;
- ценит комфорт и роскошь;
- стремится получать удовольствия от жизни.
Благодаря увлечению французским языком и культурой, слово "бонвиван" проникло в русский язык в 18-19 веках. Тогда им стали называть представителей знати и аристократии, которые вели праздный и веселый образ жизни, не заботясь о завтрашнем дне.
У нее стали бывать и золотая молодежь, и модные бонвиваны ― львы столицы, и дельные люди, вплоть до крупных судейских чинов и адвокатов.
Так писал о московской элите В.А. Гиляровский в своем романе "Москва и москвичи". Как видим, уже в начале 20 века это слово активно использовалось русскими писателями для обозначения людей, прожигающих жизнь.
В русском языке существует несколько синонимов к слову "бонвиван":
- кутила
- весельчак
- прожигатель жизни
- гуляка
- плейбой
Они подчеркивают стремление таких людей к удовольствиям и развлечениям в ущерб более важным вещам.
Философия удовольствий в Древней Греции
Идея о том, что целью жизни является наслаждение ею, берет свои истоки еще в древнегреческой философии. Ее основоположником был мыслитель Эпикур, который жил в 4 веке до н.э. Он учил, что смысл человеческого существования - в получении приятных ощущений и избегании страданий. Путь к счастью, по Эпикуру, лежит через удовлетворение физических потребностей и достижение душевного спокойствия (атараксии).
Ученики Эпикура развили его идеи и создали целую "философию наслаждения". Они ратовали за то, чтобы максимально насытить свою жизнь приятными переживаниями - будь то вкусная еда, хорошее вино или любовные утехи. Эпикурейцы верили, что благодаря этому можно преодолеть страх смерти и богов.
Извращение идей в Древнем Риме
К сожалению, последователи Эпикура часто извращали его учение. Особенно это было заметно в Древнем Риме, где культ наслаждений приобрел уродливые формы.
Римляне стали устраивать грандиозные пиры, на которых в массовом количестве подавали деликатесы и вина. При этом гости объедались до отвала, а затем искусственно вызывали рвоту, чтобы освободить место для новых яств.
Еще одним "удовольствием" богатых римлян были знаменитые гладиаторские бои. Тысячи людей собирались на огромных аренах, чтобы посмотреть, как рабы и воины жестоко убивают друг друга. Кровавое зрелище доставляло публике настоящее наслаждение.
Так идеал наслаждения жизнью выродился в аморальный культ потребления и жестокости. Это имеет прямые параллели с современным обществом.
Сегодня мы тоже все чаще гоняемся за удовольствиями, порой забывая о духовном развитии. Миллионы людей не видят смысла жизни без шопинга и развлечений. При этом они готовы идти по головам, лишь бы получить желаемое. Культура потребления, которая царит сейчас на Западе и наступает в России, является, по сути, возрождением философии Эпикура в ее наиболее извращенном виде.