Явление и сущность – фундаментальные философские категории, отражающие объективную взаимосвязь внешнего и внутреннего в структуре бытия. Их соотношение характеризует диалектику познания – движение мысли от внешних проявлений к внутреннему содержанию вещей.
Понятие явления в философии
Явление в философии - это конкретные факты, события, свойства, формы бытия, в которых проявляется сущность. Это все то, что дано в опыте, восприятии, что составляет эмпирический уровень знания.
Явление отражает внешнюю, переменную сторону предметов – то, как они даны наблюдателю в конкретный момент времени. Явления обладают конкретностью, единичностью, изменчивостью.
Например, погода – это ряд конкретных явлений: дождь, солнечный день, мороз и т.д. Цена товара, выражающая его стоимость, также является явлением.
Явление есть непосредственная действительность, данная нам в наших ощущениях
Сущность и ее соотношение с явлением
Явление в философии - это внешнее выражение внутренней сущности предметов и процессов.
Сущность – это внутреннее содержание, устойчивые связи, закономерности, лежащие в основе разнообразных внешних проявлений. Познать сущность – значит раскрыть законы, управляющие изучаемым явлением.
Например, физика изучает сущность электричества, экономическая теория исследует сущность стоимости.
В отличие от конкретных, переменных явлений, сущность относительно постоянна и устойчива. Однако в результате коренных изменений в объекте может измениться и его сущность.
Основные черты соотношения сущности и явления:
- Сущность проявляется в явлениях, явления выражают сущность
- Явления конкретны и многообразны, сущность едина
- Явления изменчивы, сущность относительно устойчива
- В процессе познания мысль движется от явления к сущности, от внешнего к внутреннему
Таким образом, явление и сущность находятся в неразрывном единстве, будучи разными сторонами одного целого. Их взаимосвязь отражает диалектику бытия и диалектику познания.
Представление о соотношении внутреннего и внешнего в мире формировались в философии постепенно.
Античные воззрения
У древнегреческих философов понятия, аналогичные сущности и явлению, обозначались терминами arche (начало, основа) и fenomenon (то, что является).
Платон различал идею (эйдос) как подлинную сущность вещей и явление как видимость, тень идеи. По Платону, истинное знание постигает вечные сущности (идеи), а не изменчивый чувственный мир.
Аристотель критиковал такое разведение сущности и явления. Он утверждал, что форма (сущность) не существует отдельно от вещи, она реализуется только в конкретном явлении.
Философия Нового времени
В новоевропейской философии оппозиция сущности и явления становится гносеологической – как соотношение объекта и его отражения в сознании субъекта. Проводится различие между первичными и вторичными качествами.
У Декарта явление трактуется как субъективный образ реальной сущности. Кант резко разделяет мир «вещей в себе» (сущность) и мир явлений как феноменов сознания. По Канту, сущность принципиально непознаваема.
Диалектическая концепция сущности и явления
Диалектическое понимание взаимосвязи сущности и явления впервые было разработано Гегелем, а в материалистическом варианте – К.Марксом.
Сущность и явление рассматриваются как внутреннее и внешнее, единое целое. Явления не заслоняют, а выражают сущность. В явлениях открывается сущность. Познание движется от явления к сущности и от менее глубокой сущности – к более глубокой.
Такой подход преодолевает как субъективизм в понимании явлений, так и агностицизм в отношении познаваемости сущности.
Диалектическое понимание сущности и явления
Диалектический подход раскрывает подлинную глубину соотношения сущности и явления. Сущность и явление находятся не в статичном, а в динамическом единстве, отражая диалектику бытия.
Развитие как соотношение сущности и явления
Любой предмет или процесс находится в постоянном развитии. При этом внутренняя основа (сущность) реализует себя через ряд внешних форм (явлений), сменяющих друг друга.
Сущность, будучи относительно устойчивой, на определенном этапе вступает в противоречие со своими явлениями. Это противоречие и является источником дальнейшего развития. Например, противоречия между производительными силами и производственными отношениями в обществе порождают социальные изменения.
Познание как отражение сущности и явления
Познавательный процесс также имеет сущность и явление. Сущность здесь – объективное содержание мысли, законы и внутренние связи изучаемого предмета. Явление – конкретные мыслительные формы, понятия, гипотезы, теории, в которых выражается это содержание.
В движении познания от явления к сущности происходит ряд отрицаний: опровергаются ложные теории, неверные представления. На их место приходит новое, более глубокое знание. Так наука приближается к постижению подлинной сущности.
Марксистское понимание сущности и явления
Марксизм раскрыл материалистическое содержание единства сущности и явления. Сущность здесь понимается как совокупность глубинных, устойчивых связей в материальном мире. Эти связи проявляются в конкретных явлениях.
В отличие от метафизического подхода, марксизм не разрывает, а соединяет сущность и явление. Сущность не существует вне явления, а является лишь в нем и через него.
Сущность, явление и практика
Познание сущности неразрывно связано с практикой, с реальным преобразованием мира. Именно практика позволяет проверить истинность знаний о сущности, их адекватность реальным процессам.
В то же время глубокое постижение законов бытия открывает путь к овладению этими процессами, к научно обоснованной практике преобразования мира.
Таким образом, подлинная диалектика сущности и явления конкретизируется и проверяется общественно-исторической практикой.