Сколько хромосом у банана: Любопытная информация

Бананы - один из самых популярных фруктов в мире. Но мало кто задумывается о том, как устроен этот желтый плод, сколько в нем содержится хромосом и чем он отличается от своих диких предков. Давайте разберемся!

Строение и происхождение банана

Банан представляет собой травянистое растение высотой от 3 до 9 метров. У него короткий стебель, крупные листья длиной до 3 метров и плод - банан. Само слово "банан" имеет африканское происхождение и в переводе означает "пища".

В дикой природе существует около 300 видов бананов. Наиболее известные из них:

• Банан заостренный (Musa acuminata)
  • Банан бальбиса (Musa balbisiana)

Именно эти два вида стали предками современных культурных сортов банана. Вероятнее всего, бананы были одомашнены около 8 тысяч лет назад на территории современной Малайзии и Индонезии.

Международный коллектив генетиков впервые расшифровал и подготовил черновую версию полного генома дикого банана, что позволило им составить родословную этого фрукта и его культурных родственников, а также обнаружить три ранее неизвестных эпизода удвоения числа хромосом, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Генетика и хромосомы банана

Хромосомы представляют собой нити ДНК, содержащие генетический код организма. Они играют важнейшую роль в хранении, передаче и реализации наследственной информации.

Сколько же хромосом содержится в клетках банана? У банана 22 хромосомы. Это не так много, если сравнивать с человеком (46 хромосом) или кошкой (38 хромосом), но гораздо больше, чем у пшеницы (14 хромосом).

Организм Количество хромосом
Человек 46
Кошка 38
Банан 22
Пшеница 14

В 2019 году был расшифрован геном дикого вида банана Musa acuminata. Оказалось, что в нем есть особые гены, отвечающие за устойчивость к вредителям и грибковым заболеваниям.

Кроме того, были обнаружены три эпизода дупликации - удвоения генетического материала на протяжении эволюции банана. Эти дополнительные копии генов и помогли диким бананам приспособиться к современным условиям существования.

Гроздь бананов сорта Кавендиш

Культурные сорта бананов

На сегодняшний день насчитывается около 1000 культурных сортов бананов. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), бананы выращивают более чем в 150 странах мира.

Геном культурных бананов значительно отличается от их диких предков. В ходе многовековой селекции у них повысилось число хромосом в результате полиплоидии.

Полиплоидия у бананов

Полиплоидия - это увеличение числа хромосом банана по сравнению с исходным количеством, равным 22. У культурных сортов сколько хромосом банана может составлять 33, 44 или даже 88 вместо 22!

К примеру, у одного из самых распространенных сортов - "Кавендиш" - 33 хромосомы. То есть это трисомик - организм с тройным набором хромосом дикого предка.

Лист банана под микроскопом

Последствия полиплоидии

Из-за полиплоидии большинство культурных бананов потеряли способность к половому размножению и образованию семян. Они размножаются исключительно вегетативно - черенками, отростками, делением куста.

С одной стороны, это удобно для выращивания - не нужно собирать и сеять семена. Но с другой стороны, такая генетическая однородность делает бананы очень уязвимыми для болезней и вредителей.

Основные сорта бананов

Наиболее широко в мировом масштабе выращиваются такие сорта:

• Кавендиш
  • Грос Мишель
  • Лакатан
  • Писанг раджа

Их доля в общемировом производстве бананов составляет около 80%. Остальные 20% приходятся на прочие менее распространенные сорта.

Проблемы выращивания бананов

Из-за генетического однообразия бананы очень уязвимы для вредителей и болезней. Особенно опасны для них грибковые инфекции.

Панамская болезнь бананов

Это заболевание вызвано почвенным грибком Fusarium oxysporum. Поражает корневую систему растений, что приводит к их увяданию и гибели. В прошлом веке панамская болезнь практически уничтожила самый распространенный на тот момент сорт Грос Мишель.

Черная сигатока

Грибковое заболевание, вызываемое видами Mycosphaerella. Поражает листья и плоды банана. Может нанести огромный ущерб урожаю.

Методы борьбы с болезнями

Для решения проблемы уязвимости бананов активно ведутся исследования в нескольких направлениях:

1. Создание новых устойчивых гибридных сортов
  2. Разработка эффективных фунгицидов
  3. Использование биологических методов защиты

Перспективным подходом считается применение геномных технологий - внедрение нужных генов с помощью генной инженерии.