Строение ДНК и РНК: нуклеиновые кислоты жизни

Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК - это удивительные молекулы, хранящие и передающие генетическую информацию всех живых организмов. От вирусов до высших растений и животных - все имеют свой неповторимый набор генов записанный на этих биополимерах. Ученые десятилетиями изучали их строение и функции. И сегодня, познав механизмы работы ДНК и РНК, мы открываем фантастические возможности в медицине, сельском хозяйстве, криминалистике. Давайте разберемся в удивительном мире нуклеиновых кислот!

Открытие ДНК и РНК: история вопроса

В 1868 году швейцарский врач Фридрих Мишер выделил из гноя ран неизвестное ранее вещество, которое он назвал «нуклеин», так как обнаружил его в ядрах лейкоцитов. Это была смесь ДНК и белков.

В 1889 году Рихард Альтман описал нуклеиновую кислоту как таковую и дал ей современное название. Он же предположил, что эта кислота несет наследственную информацию.

В 20 веке было установлено различие между ДНК и РНК. В 1953 году Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли двойную спираль ДНК. Это стало научной сенсацией и ключом к пониманию механизмов генетики. В последующие десятилетия было расшифровано строение разных форм РНК и многие этапы реализации генетической информации с участием этих полимеров.

Выяснение структуры ДНК открыло новую эпоху в биологии, так как позволило, наконец, понять, каким образом живые организмы хранят информацию, необходимую для регулирования их жизнедеятельности и каким образом передают эту информацию своему потомству.

Сегодня тысячи исследовательских групп по всему миру изучают нуклеиновые кислоты, находя все новые закономерности. Ученые активно работают над практическим применением этих открытий в медицине, сельском хозяйстве, промышленности. Перед человечеством открылись фантастические перспективы!

Нуклеотиды - кирпичики для ДНК и РНК

Нуклеиновые кислоты построены из более простых молекул, называемых нуклеотидами. Каждый нуклеотид состоит из трех элементов:

• пятиуглеродного сахара (рибоза или дезоксирибоза);
  • азотистого гетероциклического основания (одного из четырех типов);
  • фосфорной кислоты.

Сахар и основание соединяются между собой с образованием нуклеозида. Затем к нуклеозиду присоединяется фосфатная группа, и получается уже нуклеотид - полноценный строительный блок для ДНК или РНК.

Аденин Гуанин Цитозин Тимин/Урацил
Пуриновое основание Пуриновое основание Пиримидиновое основание Пиримидиновое основание

В нуклеотидах встречаются четыре типа азотистых оснований. Пуриновые основания - аденин и гуанин. Пиримидиновые основания - цитозин, а также тимин в ДНК или урацил в РНК.

Нуклеотиды могут отличаться друг от друга именно типами входящих в их состав оснований и сахаров. Комбинируя эти молекулярные кирпичики, клетка синтезирует полимерные цепочки ДНК и различные виды РНК.

Сходства и различия ДНК и РНК

ДНК и РНК имеют много общего. И та и другая молекулы представляют собой биополимеры, построенные из остатков нуклеотидов. Они выполняют тесно взаимосвязанные функции хранения, передачи и реализации генетической информации в клетке. Но при этом ДНК и РНК имеют важные различия.

• В ДНК сахаром является дезоксирибоза, а в РНК - рибоза.
  • ДНК содержит пиримидиновое основание тимин, а РНК в этой роли выступает урацил.
  • ДНК обычно представлена в виде двух комплементарных нитей, а РНК - одноцепочечная.

Благодаря этим отличиям, ДНК более стабильна и приспособлена для долговременного хранения генетического кода. РНК же более подвержена химическим изменениям, зато может выполнять разнообразные активные функции в клетке.

Портрет исследователя за микроскопом

Первичная структура ДНК

Первичная структура ДНК определяется последовательностью соединенных нуклеотидов в ее полимерной цепи. Эта структура имеет два важных свойства:

1. Принцип комплементарности. Аденин в одной цепи всегда связан с тимином в другой цепи. Гуанин связан с цитозином. Таким образом формируется стабильная двойная спираль молекулы.
  2. Водородные связи между комплементарными основаниями. Они слабы по отдельности, но вместе скрепляют две цепи в очень прочную конструкцию.

Зная эти принципы первичной структуры ДНК, ученые разработали методы ее анализа и синтеза, широко используемые в молекулярной биологии, медицине, криминалистике.

Формы и разновидности РНК

В отличие от двухцепочечной ДНК, РНК бывает однонитевой и выполняет в клетке множество активных функций. Различают несколько основных форм этого полимера:

• Матричная РНК (мРНК) - переносит генетическую информацию с ДНК на рибосомы.
  • Рибосомальные РНК (рРНК) - структурные компоненты рибосом, мест синтеза белка.
  • Транспортные РНК (тРНК) - транспортируют аминокислоты для сборки полипептидов.

Кроме того, выделяют регуляторные (например, микроРНК) и вирусные РНК. Ученые активно изучают все эти разновидности, их "строение" и особые функции в живых клетках.

Методы выделения нуклеиновых кислот

Чтобы изучать "строение днк рнк" в лабораторных условиях, необходимо выделить эти полимеры из живых клеток или тканей. Существует несколько основных подходов:

1. Разрушение клеточных стенок химическим или физическим способом.
  2. Обработка препарата поверхностно-активными веществами типа детергентов.
  3. Отделение растворенных нуклеиновых кислот от денатурированных белков.
  4. Осаждение ДНК или РНК из раствора спиртами, совместно с солями.

Полученные препараты нуклеиновых кислот анализируют на чистоту, концентрацию, возможную деградацию. Затем используют в различных экспериментах по изучению.

Ночной вид биотехнологического центра

Хранение и передача генетической информации

Главная функция нуклеиновых кислот - хранение, передача из поколения в поколение и реализация генетической программы живых организмов. Этот процесс условно можно разбить на несколько этапов:

1. ДНК хранит колоссальные объемы информации в виде последовательности нуклеотидов, зашифрованной в четырех «буквах» - A, T, G, C.
  2. При делении клетки происходит точное удвоение ДНК, передающее эту информацию дочерним клеткам.
  3. В процессе транскрипции участки ДНК копируются в молекулы РНК.
  4. На рибосомах РНК читается как матрица для синтеза конкретных белков.

Так реализуется генетическая программа развития и функционирования клеток и целых организмов. Нарушения на любом из этапов приводят к серьезным заболеваниям.

Нуклеиновые кислоты и медицина будущего

Успехи в изучении ДНК и РНК открывают фантастические возможности для медицины будущего. Уже сегодня разрабатываются методы генной терапии, позволяющие лечить тяжелые наследственные заболевания. В перспективе появится возможность:

• Выявлять предрасположенность к болезням по анализу ДНК пациентов.
  • Лечить онкологию и другие болезни, изменяя активность генов.
  • Выращивать доновые органы и ткани с заданными свойствами.

Реализация этих технологий потребует решения множества научных и этических вопросов. Но потенциал заложен колоссальный!

ДНК-анализ в криминалистике

Уникальность генетического кода каждого человека используется в криминалистике. По биологическим образцам с мест преступлений (кровь, волосы, слюна) выделяют ДНК и определяют ее профиль. Затем эти данные сравнивают с образцами подозреваемых.

Такое сопоставление часто бывает единственным доказательством вины или невиновности. В ряде случаев удается найти преступников даже по родственникам, если их профили ДНК совпадают наполовину.

Новые горизонты познания жизни

Исследуя структуру ДНК и РНК, ученые постепенно проникают в тайны устройства живого. Остается еще множество загадок:

• Каковы предельные возможности генетического кода?
  • Как удалось возникнуть этой сложнейшей системе?
  • Существует ли внеземная жизнь с иным кодом?

Ответы подскажет дальнейшее всестороннее изучение нуклеиновых кислот - уникальных биополимеров, возникших на заре жизни и ставших ее основой.

ДНК и РНК в биотехнологиях

Понимание принципов организации генетического кода позволяет человеку конструировать новые организмы с нужными свойствами. Уже получены бактерии для очистки нефтяных разливов, растения, устойчивые к вредителям и засухе. Ведутся работы:

1. Создание микроорганизмов - эффективных продуцентов ценных веществ.
  2. Выведение новых сортов сельскохозяйственных растений с повышенным урожаем.
  3. Разработка тест-систем для экспресс-диагностики заболеваний.

Это лишь небольшая часть открывающихся возможностей. Благодаря достижениям молекулярной биологии, генная инженерия становится одним из перспективнейших направлений науки и техники XXI века.