Государственный бюджет - это финансовый документ, ежегодно утверждаемый в форме закона, который определяет объем и направления расходования средств на нужды государства. Давайте разберемся, что представляет собой бюджет, из чего он складывается и какие функции выполняет.
Что такое государственный бюджет: определение, структура, виды
Государственный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет состоит из двух частей:
- Доходы бюджета
- Расходы бюджета
Основные источники доходов бюджета:
- Налоги
- Сборы
- Пошлины
- Доходы от государственной собственности
Основные направления расходов бюджета:
- Социальная сфера
- Экономика
- Государственное управление
- Оборона
- Правоохранительная деятельность
По определению Ф.С. Нитти, "бюджет есть не что иное, как подтвержденная документами роспись предполагаемых доходов и разрешенных государству или административным учреждениям расходов".
Государственный бюджет выполняет распределительную, стабилизационную и контрольную функции в экономике страны.
В Российской Федерации существует трехуровневая бюджетная система:
- Федеральный бюджет
- Бюджеты субъектов РФ
- Местные бюджеты
Различают следующие виды государственного бюджета:
- Дефицитный бюджет - расходы превышают доходы
- Профицитный бюджет - доходы превышают расходы
- Сбалансированный бюджет - доходы равны расходам
История возникновения и развития государственного бюджета
Первые упоминания о составлении государственного бюджета относятся еще ко временам Древнего Египта около 5000 лет назад. В Древней Греции бюджет назывался "logos" и утверждался народным собранием. В Древнем Риме бюджетными вопросами ведал сенат.
В России первые сведения о доходах и расходах государства появились в 1645 году при Алексее Михайловиче. Регулярное составление годовых бюджетов началось с 1802 года с учреждением Министерства финансов. До 1862 года не было систематизированного бюджета, а существовали отдельные сметы ведомств. Придание бюджету единой формы произошло в результате реформ 60-70-х годов XIX века.
Бюджет есть не что иное, как подтвержденная документами роспись предполагаемых доходов и разрешенных государству или административным учреждениям расходов.
В советский период в государственном бюджете часто скрывались реальные расходы, что приводило к дефициту. Современный бюджетный процесс в России начал формироваться в 90-е годы XX века в условиях перехода к рыночной экономике.
Этапы бюджетного процесса
Бюджетный процесс включает несколько этапов:
- Составление проекта бюджета на основе прогнозов социально-экономического развития страны
- Рассмотрение и утверждение бюджета законодательным органом
- Исполнение бюджета - сбор доходов и осуществление расходов
- Контроль за исполнением бюджета
- Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета
В России проект бюджета составляет Правительство, а утверждает Государственная Дума. Исполнение бюджета осуществляет казначейство. Контролируют Федеральное собрание и Счетная палата.
Таким образом, государственный бюджет проходит сложный путь от планирования до отчета об исполнении. Это позволяет обеспечить финансирование государственных нужд и контроль эффективности расходов.
Источники доходов государственного бюджета
Основными источниками доходов государственного бюджета являются:
- Налоговые доходы - поступления от уплаты налогов организациями и физическими лицами
- Неналоговые доходы - доходы от использования государственного имущества, штрафы, пошлины
- Безвозмездные поступления - финансовая помощь от других бюджетов бюджетной системы
- Доходы от предпринимательской деятельности государства
- Государственные займы на внутреннем и внешнем рынках
В России основную долю доходов федерального бюджета составляют налоговые поступления, главным образом НДС, налог на прибыль организаций, НДПИ, акцизы и налог на доходы физических лиц.
Направления расходов государственного бюджета
Основные статьи расходов государственного бюджета:
- Расходы на государственное управление (аппарат управления)
- Национальная оборона
- Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
- Национальная экономика (инфраструктура, промышленность, сельское хозяйство)
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Образование
- Здравоохранение
- Социальная политика (пенсии, пособия)
- Межбюджетные трансферты
- Обслуживание государственного долга
В России наибольшую долю расходов составляют социальные статьи - пенсии, образование, медицина. Также значительные суммы направляются на национальную экономику и оборону.
Государственный бюджет, функции
Государственный бюджет выполняет три основные функции:
- Распределительную (перераспределительную) функцию
- Стабилизационную функцию
- Контрольную функцию
Распределительная функция заключается в аккумулировании средств и направлении их на общегосударственные нужды. Стабилизационная функция реализуется посредством регулирования экономики через бюджетные доходы и расходы. Контрольная функция обеспечивает надзор за формированием и использованием средств бюджета.
Бюджет как инструмент регулирования экономики
Государственный бюджет является важнейшим инструментом регулирования экономики. С его помощью государство может воздействовать на:
- Спрос и предложение
- Инвестиционную активность
- Уровень инфляции и безработицы
- Развитие приоритетных отраслей
- Поддержку малого предпринимательства
Это достигается посредством налоговой политики, распределения расходов, предоставления налоговых льгот, субсидий, дотаций из бюджета.
Международная практика бюджетного планирования
В мировой практике сложились различные модели бюджетного планирования и исполнения. Например, в США бюджет составляется ежегодно и утверждается Конгрессом. Во Франции действует многолетнее бюджетное планирование. В скандинавских странах значительная доля ВВП перераспределяется через государственный бюджет. Проведение взвешенной бюджетной политики является залогом экономической стабильности любого государства.
Проблемы формирования бюджета в России
Федеральный бюджет России — главное звено бюджетной системы страны. Он утверждается в форме федерального закона.
Порядок формирования и исполнения бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Проект бюджета вносится в Государственную Думу каждый год до 15 сентября (в 2022 году срок был продлен до 1 октября). Одновременно с этим он направляется Президенту РФ.
После внесения в Государственную Думу проект бюджета в течение трех дней направляется в комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и Счетную палату для подготовки заключения.
Рассмотрение документа в первом чтении
На этом этапе обсуждается:
- концепция закона;
- прогноз социально-экономического развития страны, объем ВВП и уровень инфляции;
- направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики;
- объем доходов и расходов;
- предельный размер внутреннего и внешнего долга.
В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом с учетом бюджетных ассигнований, принятых во втором чтении.
Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня принятия Государственной Думой передается на рассмотрение Совета Федерации.
Повышение бюджетной грамотности
Важным направлением является повышение бюджетной грамотности населения:
- Информирование граждан о структуре и параметрах бюджета
- Разъяснение налогового законодательства
- Привлечение к участию в публичных слушаниях по бюджету
- Обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетных расходов
Повышение бюджетной грамотности позволит гражданам лучше понимать бюджетный процесс и контролировать действия властей.
Бюджетное планирование на региональном уровне
Важное значение имеет бюджетное планирование на уровне регионов России. Региональные бюджеты обеспечивают финансирование школ, больниц, инфраструктуры в субъектах Федерации. При их формировании необходимо учитывать местную специфику, социально-экономическое положение, доходный потенциал территории.
Перспективы развития бюджетной системы России
В перспективе необходим переход к среднесрочному бюджетному планированию, внедрение программно-целевых методов бюджетирования, повышение эффективности бюджетных расходов, достижение сбалансированности бюджетной системы. Это позволит повысить устойчивость и прозрачность управления государственными финансами в России.