Государственный бюджет: что такое его основные функции

Государственный бюджет - это финансовый документ, ежегодно утверждаемый в форме закона, который определяет объем и направления расходования средств на нужды государства. Давайте разберемся, что представляет собой бюджет, из чего он складывается и какие функции выполняет.

Что такое государственный бюджет: определение, структура, виды

Государственный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет состоит из двух частей:

  • Доходы бюджета
  • Расходы бюджета

Основные источники доходов бюджета:

  1. Налоги
  2. Сборы
  3. Пошлины
  4. Доходы от государственной собственности

Основные направления расходов бюджета:

  • Социальная сфера
  • Экономика
  • Государственное управление
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность

По определению Ф.С. Нитти, "бюджет есть не что иное, как подтвержденная документами роспись предполагаемых доходов и разрешенных государству или административным учреждениям расходов".

Государственный бюджет выполняет распределительную, стабилизационную и контрольную функции в экономике страны.

В Российской Федерации существует трехуровневая бюджетная система:

  1. Федеральный бюджет
  2. Бюджеты субъектов РФ
  3. Местные бюджеты

Различают следующие виды государственного бюджета:

  • Дефицитный бюджет - расходы превышают доходы
  • Профицитный бюджет - доходы превышают расходы
  • Сбалансированный бюджет - доходы равны расходам

История возникновения и развития государственного бюджета

Первые упоминания о составлении государственного бюджета относятся еще ко временам Древнего Египта около 5000 лет назад. В Древней Греции бюджет назывался "logos" и утверждался народным собранием. В Древнем Риме бюджетными вопросами ведал сенат.

В России первые сведения о доходах и расходах государства появились в 1645 году при Алексее Михайловиче. Регулярное составление годовых бюджетов началось с 1802 года с учреждением Министерства финансов. До 1862 года не было систематизированного бюджета, а существовали отдельные сметы ведомств. Придание бюджету единой формы произошло в результате реформ 60-70-х годов XIX века.

Бюджет есть не что иное, как подтвержденная документами роспись предполагаемых доходов и разрешенных государству или административным учреждениям расходов.

В советский период в государственном бюджете часто скрывались реальные расходы, что приводило к дефициту. Современный бюджетный процесс в России начал формироваться в 90-е годы XX века в условиях перехода к рыночной экономике.

Этапы бюджетного процесса

Бюджетный процесс включает несколько этапов:

  1. Составление проекта бюджета на основе прогнозов социально-экономического развития страны
  2. Рассмотрение и утверждение бюджета законодательным органом
  3. Исполнение бюджета - сбор доходов и осуществление расходов
  4. Контроль за исполнением бюджета
  5. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета

В России проект бюджета составляет Правительство, а утверждает Государственная Дума. Исполнение бюджета осуществляет казначейство. Контролируют Федеральное собрание и Счетная палата.

Таким образом, государственный бюджет проходит сложный путь от планирования до отчета об исполнении. Это позволяет обеспечить финансирование государственных нужд и контроль эффективности расходов.

Источники доходов государственного бюджета

Основными источниками доходов государственного бюджета являются:

  • Налоговые доходы - поступления от уплаты налогов организациями и физическими лицами
  • Неналоговые доходы - доходы от использования государственного имущества, штрафы, пошлины
  • Безвозмездные поступления - финансовая помощь от других бюджетов бюджетной системы
  • Доходы от предпринимательской деятельности государства
  • Государственные займы на внутреннем и внешнем рынках

В России основную долю доходов федерального бюджета составляют налоговые поступления, главным образом НДС, налог на прибыль организаций, НДПИ, акцизы и налог на доходы физических лиц.

Направления расходов государственного бюджета

Основные статьи расходов государственного бюджета:

  1. Расходы на государственное управление (аппарат управления)
  2. Национальная оборона
  3. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
  4. Национальная экономика (инфраструктура, промышленность, сельское хозяйство)
  5. Жилищно-коммунальное хозяйство
  6. Образование
  7. Здравоохранение
  8. Социальная политика (пенсии, пособия)
  9. Межбюджетные трансферты
  10. Обслуживание государственного долга

В России наибольшую долю расходов составляют социальные статьи - пенсии, образование, медицина. Также значительные суммы направляются на национальную экономику и оборону.

Ночной вид сверху на оживленный город с небоскребами и движением.

Государственный бюджет, функции

Государственный бюджет выполняет три основные функции:

  1. Распределительную (перераспределительную) функцию
  2. Стабилизационную функцию
  3. Контрольную функцию

Распределительная функция заключается в аккумулировании средств и направлении их на общегосударственные нужды. Стабилизационная функция реализуется посредством регулирования экономики через бюджетные доходы и расходы. Контрольная функция обеспечивает надзор за формированием и использованием средств бюджета.

Бюджет как инструмент регулирования экономики

Государственный бюджет является важнейшим инструментом регулирования экономики. С его помощью государство может воздействовать на:

  • Спрос и предложение
  • Инвестиционную активность
  • Уровень инфляции и безработицы
  • Развитие приоритетных отраслей
  • Поддержку малого предпринимательства

Это достигается посредством налоговой политики, распределения расходов, предоставления налоговых льгот, субсидий, дотаций из бюджета.

Международная практика бюджетного планирования

В мировой практике сложились различные модели бюджетного планирования и исполнения. Например, в США бюджет составляется ежегодно и утверждается Конгрессом. Во Франции действует многолетнее бюджетное планирование. В скандинавских странах значительная доля ВВП перераспределяется через государственный бюджет. Проведение взвешенной бюджетной политики является залогом экономической стабильности любого государства.

Группа молодежи составляет презентацию по бюджету.

Проблемы формирования бюджета в России

Федеральный бюджет России — главное звено бюджетной системы страны. Он утверждается в форме федерального закона.

Порядок формирования и исполнения бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Проект бюджета вносится в Государственную Думу каждый год до 15 сентября (в 2022 году срок был продлен до 1 октября). Одновременно с этим он направляется Президенту РФ.

После внесения в Государственную Думу проект бюджета в течение трех дней направляется в комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и Счетную палату для подготовки заключения.

Рассмотрение документа в первом чтении

На этом этапе обсуждается:

  • концепция закона;
  • прогноз социально-экономического развития страны, объем ВВП и уровень инфляции;
  • направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики;
  • объем доходов и расходов;
  • предельный размер внутреннего и внешнего долга.

В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом с учетом бюджетных ассигнований, принятых во втором чтении.

Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня принятия Государственной Думой передается на рассмотрение Совета Федерации.

Повышение бюджетной грамотности

Важным направлением является повышение бюджетной грамотности населения:

  • Информирование граждан о структуре и параметрах бюджета
  • Разъяснение налогового законодательства
  • Привлечение к участию в публичных слушаниях по бюджету
  • Обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетных расходов

Повышение бюджетной грамотности позволит гражданам лучше понимать бюджетный процесс и контролировать действия властей.

Бюджетное планирование на региональном уровне

Важное значение имеет бюджетное планирование на уровне регионов России. Региональные бюджеты обеспечивают финансирование школ, больниц, инфраструктуры в субъектах Федерации. При их формировании необходимо учитывать местную специфику, социально-экономическое положение, доходный потенциал территории.

Перспективы развития бюджетной системы России

В перспективе необходим переход к среднесрочному бюджетному планированию, внедрение программно-целевых методов бюджетирования, повышение эффективности бюджетных расходов, достижение сбалансированности бюджетной системы. Это позволит повысить устойчивость и прозрачность управления государственными финансами в России.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.